Свято место
Сакральные места Казахстана: кому и зачем они нужны
Недавно президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ раскритиковал региональных чиновников, которые выдают местные объекты за сакральные места, включенные в программу “Рухани жаңғыру”. В частности, досталось властям Южно-Казахстанской области за водопад, к которому начали водить людей, рассказывая, что это сакральное место. Такая же самодеятельность замечена и в других областях.
Как отметил глава государства, если место сакральное, то нет вопросов, но если нет, то не нужно придумывать ему легенду, приписывая объекту то, чего нет. То же самое, кстати, касается и всей программы “Рухани жаңғыру” - чиновники уже научились любые свои активности записывать на счет программы модернизации сознания. В одном из населенных пунктов Алматинской области, например, акимат провел под эгидой “Рухани жаңғыру” дискотеку. Танцы, конечно, иногда изменяют сознание, но не до такой же степени!
Тем временем специальный центр “Сакральный Казахстан” представил книгу и карту реальных сакральных мест страны. В карту вошли 185 исторических мест общенационального значения и 500 локальных объектов. Это памятники разных эпох: от энеолита до XXI века.
Пока карта имеет только информационное значение, но в будущем власти планируют законодательно закрепить статус вписанных в реестр объектов. В перспективе это может обеспечить защиту достояний старины как от естественных угроз, вроде времени или погодных условий, так и от не совсем естественных, наподобие представителей ортодоксальных религиозных течений, регулярно предлагающих срыть мавзолеи Ходжа-Ахмета Яссауи, а также Баян-Сулу и Козы-Корпеш.
Вообще, конечно, удивительно, что такая карта появляется только сейчас. Не секрет, что многие казахстанцы очень плохо знают страну, в которой живут. И подобного рода информационно-просветительские проекты очень бы помогли населению быть в курсе жизни страны. Не современной, протекающей в реальном времени, а исторической и ментальной. Когда узнаешь, например, о захоронении Хан Моласы, то начинаешь интересоваться судьбой Абулхаир хана, который там захоронен (а возможно, и не захоронен, мнения ученых разнятся, но сейчас суть не в этом, а в том, что исследовательское любопытство - залог прогресса). А изучение мемориального комплекса, посвященного семье БАЙТУРСЫНОВЫХ, приведет к знанию о том, что до сих пор не известно, где находятся останки Ахмета Байтурсынова и его супруги. Точно так же, как не известны места захоронения Магжана ЖУМАБАЕВА и Сакена СЕЙФУЛЛИНА. И еще многих выдающихся казахских деятелей.
Кроме того, будучи представленной в виде интерактивного досье, карта сакральных мест покажет историю страны в объеме и может быть использована как ориентир для выстраивания туристических маршрутов - как правило, при планировании поездок внутри страны информацию приходится собирать по крупицам из разных источников.
Это тем более важно, что богато выраженная материальная культура, особенно монументальных форм, не была присуща кочевым народам. У нас нет греческих или римских форумов, египетских сооружений культа, европейских средневековых готических храмов или древних библиотек. А история тем не менее есть. Причем древняя и богатая. Просто наши предки не задумывались о том, чтобы оставлять после себя вещественные доказательства собственной значимости, силы и культуры. Хотя одно, самое главное вещественное доказательство, а именно огромную территорию, наши предки все-таки нам завещали. И крайне важно зафиксировать те свидетельства пребывания предков, которые на ней все-таки есть.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы