Тысячу лет вперёд
Будет ли существовать казахская нация через десять столетий?
На прошлой неделе разгорелся скандал вокруг актера Ануара НУРПЕИСОВА и его заявления, которое он не делал. Согласно самым первым новостям Нурпеисов, выступая на форуме блогеров в Атырау, сказал, что через 500 или 1000 лет казахов как нации уже не будет. Естественно, тезис вызвал жуткий резонанс, после чего “виновник торжества” был вынужден давать объяснения. Оказалось, что Нурпеисов говорил не только о казахах, а в целом об этнической идентичности и предсказаниях футурологов, которые полагают, что понятие национальности сотрется уже через несколько веков. Поэтому, полагает актер, не нужно держаться за этнику как единственный институт идентичности, нужно двигаться вперед и постоянно развиваться.
С практической точки зрения вопрос (и ответ!) о том, будут ли существовать казахи в третьем тысячелетии, вряд ли имеет какой-либо смысл. Как справедливо заметил режиссер Нуртас АДАМБАЙ, о какой тысяче лет может идти речь, если ты не знаешь, что будет со страной через два года. Но любой вопрос, касающийся национальной самоидентификации, в нашей стране выходит из области рационального - он слишком чувствительный и болезненный, чтобы оперировать прагматическими категориями. На этом, в частности, часто спекулируют борцы языкового фронта - несмотря на явное расширение сферы применения и развитие казахского языка, двадцатилетней свежести лозунги его радетелей о том, что все пропало, все так же в ходу. Любые понятия, касающиеся национальной идентичности, мелодраматизируются и сакрализуются. Отсюда неприятие казашек, “издевающихся над национальными костюмами”, и возмущение гипотезой о том, что спустя тысячу лет казахов как этноса не будет. Нам нельзя не быть, мы ведь Мəңгілік Ел, и костюмы у нас самые национальные.
Стремление быть вечно - основной посыл любой цивилизации, от древних египтян до строителей коммунизма. В нашем случае положение усугубляется тем, что многие этносы, претендующие на вечную жизнь, оставили свидетельства своих стремлений - от пирамид до основ современного права, чем обеспечили себе историческое существование, даже если генетически давно уже растворились в новых волнах гумилевской пассионарности. А нам пока похвастать нечем - кроме, разумеется, происхождения и подвигов в прошлом. Поэтому так массово распространяются попытки приписать достижения цивилизации - от бани до седла - нашим предкам.
В этом благородном стремлении к возвеличиванию иногда нечаянно происходит даже вторжение в современность в виде статей о том, что казахский ученый решил уравнение Навье - Стокса или получил Нобелевскую премию. Если бы в стране не было Интернета, отечественные космонавты наверняка уже победоносно слетали бы на Солнце и вернулись ночью, чтобы не обжечься.
Великие народы не могут иначе.
Такая слепая вера в собственную исключительность больше всего напоминает религиозную реакционность Средних веков. Тогда считалось, что человек - высшее существо универсума, а Земля - центр Вселенной. Со времен Коперника уже стало ясно, что это не так, но теологи и астрономы были вынуждены пойти на несколько безумный компромисс, согласно которому для математических вычислений следовало иметь в виду гелиоцентрическую модель, а во всех других областях придерживаться геоцентризма. Ведущий ватиканский теолог Роберто БЕЛЛАРМИН комментировал это так: “Нет никакой опасности... и такой идеи вполне достаточно для математиков. Но утверждать, что Земля быстро обращается вокруг Солнца, опасно, это не только раздражает философов и богословов, но и оскорбляет нашу священную веру”.
Священную веру оскорблять нельзя. И Ануару Нурпеисову, видимо, следовало придерживаться принципов средневекового докоперниковского политеса, где все расчеты признавались верными, но из уважения к традициям нужно было научиться примирять их с антагонистичными принципами веры.
Теперь нужно говорить, что вообще-то футурологи считают идею нации обреченной в тысячелетней перспективе и мир станет другим, но казахов это, естественно, не касается. Мир очень конкурентный и мобильный, нужно отвоевывать свое место в новом глобализованном мироустройстве, но только не казахам, нет, у нас и так все отлично. Планетой правят технологии, нетехнологичные страны и народы обречены остаться ресурсоемкими придатками, за исключением нашей замечательной нации.
Все, что для этого нужно, - истово верить. А настоящая вера, как известно, не просит доказательств. Тем более, если их нет.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы