2888

Ролик и удавы

Пытаясь поддержать родного производителя, постарайтесь его не оскорбить!

В наших палестинах, как уже, наверное, известно массовому потребителю, стартовала акция “Сделано в Казахстане”, направленная на поддержку отечественного производителя. Фишка простая до боли: из всех предлагаемых торговцами товаров покупай наши. Поэтому вынести акцию на гребень популярности может только креатив. А с этим у нас, увы, проблема.
На днях газета “Алаш айнасы” опубликовала статью, в которой прошлась по ролику, размещенному в Интернете и призывающему к поддержке отечественных товаров. Видео достаточно скабрезное: мужчина начинает убегать от любовницы, когда ее муж неожиданно звонит в дверь. Что в этой ситуации казахстанского? А то, что в процессе побега персонаж использует только отечественную продукцию - от костюма до автомобиля - демонстрируя их исключительные качества.
Очевидно, что двое мужчин - герои рекламного ролика - сами по себе тоже отечественные производители, волею судеб оказавшиеся в конкурентном поле, и кого из них выберет потребитель (в данном случае женщина), не совсем понятно. Но это уже, так сказать, интертекстуальные смыслы, мало кого интересующие, кроме искусствоведов.
В “Алаш айнасы” работают хоть и не искусствоведы, зато истинные хранители нравственности общественных устоев. Поэтому газету заинтересовало другое: почему ролик с патриотическим наполнением сделан на таком вульгарном тематическом материале? “Это чистой воды пропаганда разврата и супружеской неверности!” - пылая праведным гневом, восклицает издание. В общем, хотели как лучше - получилось как всегда. Проблема только в том, что “как всегда” получается в любом случае, когда речь заходит о каком-то более или менее оригинальном креативе.
Совсем недавно журналист Серикбол ХАСАН писал о том, что в Алматы оскорбляют память батыров. Дело в том, что художники расписали асфальт изображениями героев так, что канализационные люки превратились в щиты в их руках. Выглядит очень интересно и свежо - однако Хасан-мырза возмутился: мол, на землю все плюют и бросают окурки, поэтому батырам там не место. Идея не бросать окурки и не харкать под ноги, видимо, слишком сложна для исполнения - поэтому проще не рисовать батыров. Ну или возвысить канализационные люки, не унижая стены.
А еще на рынке появились пельмени “Абылай хан”. Информационные сайты сообщают об этом нейтрально, но очевидно, что безучастность общественности не продлится долго. Абылай - сакральная фигура, а тут какие-то пельмени! К тому же после употребления полуфабрикатов упаковка с ханом отправится в мусор. А разве это не оскорбление исторической памяти народа?
В свое время один из нардепов говорил о том, что шоколад “Казахстанский” - именно по причине неизбежной утилизации упаковки - относится к товарам, оскорбляющим государственную символику. Съел конфетку, а миниатюра флага страны полетела в урну. Духовные скрепы сразу пошатнулись. Собирались даже запретить печатать госсимволы на футболках и трусах, а водителей заставляли снимать миниатюрные голубые флажки с машин.
С другой стороны, никто почему-то не возмущается, когда наш непобедимый панчер Геннадий ГОЛОВКИН надевает трусы с графической атрибутикой РК. Считается, что таким образом он прославляет родину! А если - не приведи Всевышний! - он будет бит?.. Так что, возможно, все дело в элементарной успешно-социальной иерархии.
Пиар-специалист Ерлан АСКАРБЕКОВ как-то убеждал общественность в том, что Казахстану жизненно необходим бренд-бук, то есть свод правил применения государственных символов. И там можно было бы прописать, что голубые трусы с солнцем и беркутом могут надевать только мастера спорта международного класса и выше; есть шоколад “Казахстанский” дозволено личностям в ранге от зам­акима области, а креативить на тему батыров и вообще исторического наследия можно только госслужащим, входящим в корпус “А”.
И тогда, вероятно, мы сможем увидеть действительно новые, интересные прочтения нашей великой истории. Например, казахско-китайско-русский разговорник “Абылай хан”, головоломку “Мустафа Шокай и Амангельды Иманов” и полицейскую дубинку “Кенесары”.
А если кто-то оскорбится, то надо будет отправить его на курсы креативного контента “Курмангазы и Пушкин”.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть