Род наоборот
Казахи привыкли заглядывать друг другу в род. На днях привычка снова обострилась - в соцсетях посчитали численность казахских родов, основываясь на данных Википедии.
Казахстанское общество давно находится в промежутке между сохранением собственных генеалогических институций и трайбализмом. Все, что является лекарством, может быть и ядом - древние греки знали толк в афоризмах. С одной стороны, когда ты знаешь собственное шежире и ориентируешься в родо-племенном составе нации - это хорошо, можно гордиться. С другой, когда начальник тоже ориентируется и в силу своего знания не дает тебе продвижения по службе - уже как-то не очень, и не хочется мириться.
Справедливости ради надо сказать, что каких-то вопиющих скандалов на почве трайбализма казахстанская действительность еще не знала. Возможно, это связано с изменением социально-экономической системы и в целом со сменой формации. Ведь если раньше один род исторически кочевал на пастбищах на правом берегу Или, а другой - на левом Сырдарьи, то у них, прямо скажем, было немного причин для интеграционно-инновационного развития. А теперь те же аргыны по мере сил осваивают плодородные земли и на левом берегу Ишима, и на побережье Каспия, где традиционно бал правит могучий род адай. Приумножают свои стада, так сказать.
Аргынов я не просто так упомянул - согласно новой “родовой” переписи это самая многочисленная страта в родо-племенном союзе, именуемом казахской нацией. Аргынов насчитали 509 тысяч человек. Но вот что интересно. В 2011 году КазНИИ по проблемам культурного наследия номадов выпустил замечательный “Историко-культурный атлас казахского народа”. Среди прочего в атласе есть сводная информация по казахским племенам и родам. Так вот, согласно источникам, аргынов на рубеже XIX-XX веков (наиболее достоверная выборка) было около 450-500 тысяч человек. То есть демографическая ситуация в разрезе аргынов совсем не поражает воображение, особенно если учесть, что в начале прошлого века казахов было около трех с половиной миллионов, а сейчас - свыше 10.
Примерно то же самое и с найманами - вторым по многочисленности казахским родом. Было около 400 тысяч - стало 395 тысяч. И со многими объединениями так - не исключено, что пользователи Википедии просто оперировали слегка устаревшими данными. Лет так на сто. Хотя…
Очень хорошо прибавил род шапырашты - уж я не знаю почему, даже догадок нет вообще - с 55 до 70 тысяч. Значит, еще есть у нас порох в пороховницах и племянники в заграницах!
Остается, правда, сакраментальное сталинское “не важно, как голосуют, важно, как считают”. Кто такие эти “пользователи соцсетей”, определившие количественный состав казахских родов? Аргыны, дулаты, кыпчаки или, может быть, ошакты? По опыту отечественной историографии мы знаем, что родо-племенная принадлежность автора непосредственным образом влияет на восприятие любых данных и позволяет делать недостижимые ранее научные открытия.
Но непонятно, кто авторы. И непонятно, кто они (если вы понимаете, о чем я).
Правда, можно догадаться. По данным атласа, в начале XX века в Усть-Каменогорском уезде насчитывалось 1352 шала-казаха. А шала-казахов вместе с торе, толенгутами, кожа, сартами и каракалпаками было всего-то около 10-15 тысяч. Но теперь-то шала-казахов миллионы! Несложно догадаться, что это они испортили весь генофонд с начала прошлого века и свели на нет позитивную динамику в увеличении популяции казахских родов. В общем, шала-казахи виноваты.
Как всегда.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы