865

Вопрос на миллиард

Как быть с халтурной велодорожкой на миллиард, которой Асхат Шахаров хотел осчастливить актюбинцев?

Вопрос на миллиард
Экс-аким Актобе Асхат Шахаров (в центре) хотел осчастливить велолюбителей.

Бывшего чиновника Жанбулата КУСМУХАМБЕТОВА на днях актюбинская Фемида признала виновным в злоупотреблении должностными полномочиями. За это экс-руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог приговорили к 3 годам лишения свободы.

Жанбулат КУСМУХАМБЕТОВ

Такое наказание суд назначил ему за ущерб городу в виде халтурной велодорожки, за которую бюджет едва не заплатил 1,2 миллиарда тенге. Подсудимый не признал претензии. Но Фемида согласилась с возмущениями велоактивистов, что экс-чиновник не должен был начинать строительство объекта без проектно-сметной документации.

И ладно бы 41-летний Кусмухамбетов услышал об этом впервые в суде. Так ведь с самого начала реализации этого сомнительного проекта велогонщики во всеуслышание ругали акимат за отсутствие ПСД.

Хотя именно они - велолюбители - в пандемийный 2020-й убедили тогдашних акима Актобе Асхата ШАХАРОВА и главу региона Ондасына УАРАЗАЛИНА в необходимости строительства велодорожки. Власти пошли активистам навстречу и решили проложить по городу не менее 52 км адаптированных для велопоездок дорог.

“В будущем я хочу в городе видеть безбарьерную среду. Для этого необходимо строительство рекреационных зон для организации массового отдыха населения, велосипедных дорожек, нужно убрать лишние заборы, чтобы город дышал, озеленять его”, - делился с прессой планами тогдашний аким Актобе Асхат Шахаров.

Увы, велодорожка, за которую успели заплатить более 600 миллионов, получилась со сколами, трещинами и заметными неровностями. Несмотря на заверения, что материал при прокладке велодорожки используется невероятно прочный, она уже разрушается.

Работы проводились зимой в мороз, что могло отразиться на качестве.

А ведь до начала госзакупок, которые состоялись еще летом 2021 года, предшественник Кусмухамбетова Бауржан АЛДИЯРОВ успел отправить в гормаслихат пояснительную записку и просил выделить 15,9 миллиона на разработку ПСД. Народные избранники одобрили как саму идею строительства велодорожек, так и выделение средств в размере более миллиарда тенге. При этом расходы на подготовку ПСД были включены в эту сумму.

Однако Кусмухамбетов отказался от разработки необходимых документов, а выделенные на ПСД деньги направил на другие цели. Зачем - в суде он так и не дал вразумительного ответа. Да и маршруты велодорожек, как было сказано в суде, акиматовские прокладывали, где и как душа пожелает.

- Велокультура - это не только велодорожка, это также пропаганда здорового образа жизни, популяризация велоспорта, а еще безопасные продуманные маршруты, - высказался после суда активист-велогонщик Юрий КУЛИКОВ. - Но нам почему-то часть велодорожки строили в степи, часть проходила под высоковольтными проводами, при этом сама дорожка местами прерывается.

Активист, которого в суд вызывали в качестве свидетеля, сейчас не скрывает своих сожалений - а не зря ли он когда-то подал властям эту идею?

- Нас, велосипедистов, просто использовали, чтобы освоить деньги, - уверен Куликов. - Непонятно, откуда власти взяли такую сумму в более чем миллиард тенге, если не было ни проекта, ни плана. Как все просчитывали?!

Велодорожка оказалась неудобной.

Впрочем, то, что проект не имел ПСД, а сам до конца так и не был реализован, не отменяет того факта, что городу нужна велоинфраструктура.

Но и как быть с имеющейся, пусть даже не доведенной до ума, велодорожкой, пока никто сказать не может.

Договоры на ее строительство судом уже официально признаны недействительными. Означает ли это, что велодорожка является незаконной постройкой? Если да, то демонтирует ли ее акимат в будущем? Если нет, то будут ли ее чистить от того же снега зимой и красить летом?

Впрочем, все эти вопросы велогонщики-активисты уже сейчас задают местным властям. Но пока те не обмолвились на этот счет ни словом.

- Все равно будем выходить на Шахарова, на других чиновников. Многие из них катаются на велосипедах, будем вместе с ними кататься по имеющейся велодорожке. Только так, думаем, они проникнутся проблемой и будут ее решать. Ругаться и критиковать не будем - лишь бы нас услышали, - говорят велоактивисты.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

Свежее