3353

Мера пресечения

Поможет ли нынешний всплеск негодования, связанный с агрессией в подростковой среде, изменить ситуацию к лучшему?

Волна, возникшая после череды новостей о драках между школьниками, одна из которых, к несчастью, закончилась смертью подростка, накрыла сначала все СМИ, наперебой сообщавшие о нравах подрастающего поколения, а потом и госорганы. “Изучить, сформировать, разработать, принять меры”, - звучало из уст больших начальников.

Депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА обратилась с депутатским запросом к премьер-министру, в котором предложила найти резервы и повысить доступность массового спорта и физкультуры, обустроить дворы, парки, скверы для занятий спортом. Кроме того, парламентарии предлагают МОН повысить квалификацию психологов, социальных педагогов, вожатых. Исключить использование специалистов вне их функ­циональных обязанностей, а также создать республиканский call-центр, где каждый психолог сможет получить квалифицированную помощь в работе.
- Все, что вы перечисляете в запросе, правильно - не поспоришь, - обратилась я за комментарием к депутату Смирновой. - Но ведь проблема-то возникла не сегодня и, возможно, даже не вчера, а мы вдруг встрепенулись, засуетились, стали на каждом углу говорить о подростковой агрессии. Не поздно ли спохватились?
- Конечно поздно, но у нас остается возможность все исправить. Нельзя сказать, что все окончательно потеряно. - Да, ни семьи, ни школа, увы, практически не занимаются воспитанием подрастающего поколения - это нужно признать. Мы увидели этот результат. А теперь должны проанализировать ситуацию и понять, что делать дальше. Поэтому я предложила создать именно межведомственную независимую комиссию. В нее должны войти люди, имеющие отношение к разным сферам жизни, а не просто специалисты из МВД и Минобра, как нам предлагают сейчас. Семья, дети, общество в целом изменились, поэтому нельзя действовать по привычным клише: провели собрание, приняли меры, подписали документ - разошлись. Ничего толкового при таком подходе не получится.
- В том-то и дело: передо мной лежит план по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей, разработанный Минобром. Министр внутренних дел заявляет, что нужно провести работу в этом направлении, в Министерстве общественного развития готовят проект, касающийся поддержки семьи. Это ж сколько будет документов...
- Каждый делает что-то свое, тянет в свою сторону, как в известной басне. А нужно действовать сообща! И работать по-новому, и подходы к воспитанию менять. Сегодня у нас в целом очень хорошие дети, они менее склонны к нарушениям, но если в их сообществе проявляется агрессивное поведение, то оно может быть очень жестоким. Нет никаких правил. Раньше было так: упал человек, его перестают бить. А сейчас - наоборот...
С мажилисвумен согласна и руководитель организации по профилактике подросткового суицида "Teens"  Светлана БОГАТЫРЕВА. Она отмечает, что сейчас драки между подростками чрезвычайно жестоки, а агрессия, которая при этом возникает, часто беспричинна и не имеет границ.
- Мне кажется, такие проявления негативных эмоций - это повод для психологов изучить этот вопрос и попытаться понять, в чем дело. Почему агрессия приобретает именно такую форму? Может быть, это влияние инфопространства или в нашем обществе сформировался новый психотип, ведь дети сейчас совершенно другие, - говорит Светлана. - Те случаи, которые и стали поводом для нашей беседы, - показатель запущенности образовательной системы и того, что школа во многом потеряла воспитательные функции, которые раньше на нее возлагались. Причем раньше в общеобразовательных учреждениях не было психолога, социального педагога, школьного инспектора. Сейчас они есть, но никто толком не понимает, чем они должны заниматься. Требования к их работе не выстроены. Поэтому в МВД и могут сказать: мол, это не наша ответственность, этим должны заниматься школа и родители. Но ведь в каждом образовательном учреждении есть школьный инспектор. Разве он не должен проводить профилактическую работу с детьми? Поэтому сейчас обязательно нужно разработать общий документ, некий протокол действий, четкий алгоритм, опираясь на который можно будет работать. При этом обязательно должен быть общественный контроль за его исполнением. Чтобы не просто приняли и забыли, а реально что-то сделали.
- С трудом себе представляю, кто будет это контролировать.
- Есть комитет по защите прав детей, целая система управлений образования, профильное министерство.
- Не будем выдавать желаемое за действительное: спустят этот документ на места, распечатают, повесят на информационную панель в школе, на родительском собрании зачитают выдержки из этой программы, скажут, что нужно больше уделять внимания детям... Вот и все.
- Когда нужно было внедрить электронный дневник “Кунделик”, система образования сработала превосходно. Каждый учитель бесконечно дергал родителей, требуя заходить на страничку своих детей. Получается, если надо, управления образования всё могут сделать. “Надо” - здесь ключевое слово. Давайте выставим показатели для школ, некие индикаторы и будем отслеживать по ним эффективность их работы в этой сфере. Но ни в коем случае не наказывать (школы сейчас до последнего скрывают проблемы, которые у них возникают, а может стать еще хуже), а помогать, разбираться в причинах возникновения конфликтов между детьми.
И еще один важный момент: люди поколения миллениалов родились с телефоном в руках - это их коммуникативное поле, их мир. Поэтому и программы воздействия на них должны строиться через эту среду. Если мы говорим о профилактике в умах подростков, бесполезно читать им лекции - нужно использовать для этого интернет-среду и привлекать молодых людей. Это мировой тренд, когда в разработку программы включается сама целевая аудитория. Если сейчас хотят собрать какую-то межведомственную комиссию, нужно позаботиться о том, чтобы в ней были представлены, причем в том числе как эксперты, и сами подростки. Вот недавно комитет по охране прав детей выложил рекомендации по противодействию насилию. Оторванная от реальности вещь, такое ощущение, что написано для себя, а не для родителей и детей. Если мы хотим проводить какую-то профилактику, нужно спросить, как это делать, самих подростков.

Цифры в тему

- В 2018 году на учете в органах внутренних дел состояли 5102 детей, которые совершили правонарушения (информация детского омбудсмена Сауле АЙТ­ПАЕВОЙ).
- В прошлом году к уголовной ответственности были привлечены 3156 несовершеннолетних, при этом осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений составило 9,1 процента (по данным сенатора Георгия КИМА).
По сравнению с 2017 годом наблюдается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, в Атырауской области - на 39,6 процента, Алматы - на 33,5 процента, в Кызылординской, Мангистауской областях и Астане - на 18 процентов, Акмолинской и Актюбинской областях - на 11 процентов, Туркестанской области - на 7,8 процента (комитет по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры).
- Среди школьников в возрасте 13-15 лет ежедневно курят 14,8 процента, потребляют алкоголь 18,1 процента подростков 12-15 лет, 15-17 лет - 37 процентов. Около 90 процентов молодежи не знают или не понимают пагубных последствий наркомании, курения и употреб­ления алкоголя (детский омбудсмен С. Айтпаева).
- В 2018 году к административной ответственности привлечено более 170 работников организаций образования за укрытие или несвоевременное сообщение в правоохранительные органы о фактах совершения противоправных действий с участием подростков (данные МВД).
- За период с 2016 по 2018 год к уголовной ответственности по статье 140 Уголовного кодекса за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего привлечены 39 человек (сенатор Г. Ким).

Между прочим

В 2013 году ЮНИСЕФ совместно с партнерами провел оценку насилия в отношении детей в школах Казахстана.
На тот период 66 процентов опрошенных (2 из 3) столкнулись со школьным насилием и дискриминацией (психологическое и/или физическое насилие, вымогательство, оскорбления и притеснения сексуального характера, кибербуллинг и дискриминация). При этом 63 процента детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44 процента стали жерт­вами и 24 процента совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Данные, полученные в ходе проведенных интервью и анкетирования детей, показали, что треть детей (33 процента), ставших свидетелями школьного насилия, не рассказали никому о происшествии.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Усилить и обеспечить
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Казахстана выработала рекомендации по профилактике преступности среди детей, сообщил комитет по охране прав детей Министерства образования и науки.
МВД совместно с МОН, местными исполнительными органами областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента:
1) принять меры по укомплектованию школ, организаций технического и профессионального образования инспекторами полиции по делам несовершеннолетних (ИДН);
2) обеспечить проведение курсов повышения квалификации для ИДН по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних с учетом международного опыта на постоянной основе;
3) провести анализ работы ИДН за период с 2016 по 2017 год с выработкой предложений по их совершенствованию;
4) организовать и провести работу по выявлению в неблагополучных семьях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
МОН совместно с МВД, Министерством культуры и спорта, местными исполнительными органами:
1) обеспечить проведение курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, социальных педагогов по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних с учетом международного опыта;
2) разработать и распространить видеоролики по формированию законопослушного поведения, нулевой терпимости к правонарушениям, устойчивого психологического здоровья у детей, а также по повышению уровня правовых знаний учащихся школ и колледжей;
3) обеспечить качественное исполнение межведомственного плана совместных действий по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей на 2019-2021 годы;
4) довести до сведения органов и организаций образования алгоритм межведомственнного взаимодействия по выявлению и работе со случаями жестокого обращения в отношении детей.
Министерству здравоохранения:
1) обеспечить своевременную квалифицированную помощь детям, подвергшимся насилию и жестокому обращению на постоянной основе;
2) принять меры по совершенствованию деятельности организаций здравоохранения по оказанию помощи подросткам, имеющим отклонения в развитии, поведении или находящимся в социально опасном положении.
Министерству информации и коммуникаций:
1) обеспечить проведение обучающих семинаров среди журналистов по корректному освещению материалов по вопросам несовершеннолетних;
2) усилить меры по блокировке страниц в соцсетях, сайтов на интернет-ресурсах, призывающих к насилию, суициду, а также к иным правонарушениям в отношении несовершеннолетних на постоянной основе;

3) рассмотреть возможность трансляции на республиканских и региональных телеканалах видеороликов и видеоуроков по вопросам повышения ответственности родителей за воспитание детей и обеспечение их безопасности.
Акиматам областей, Астаны, Алматы, Шымкента:
1) принять меры по активизации взаимодействия организаций образования с родительской общественностью через проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;
2) проводить информационные кампании, направленные на повышение уровня информированности детей и родителей по вопросам формирования законопослушного поведения, нулевой терпимости к правонарушениям, устойчивого психологического здоровья у детей, а также по повышению уровня правовых знаний детей и родителей;
3) рассмотреть возможность проведения кампании, инициированной ЮНЕСКО, “Учиться в безопасности”;
4) с привлечением неправительственных организаций в рамках государственного социального заказа предусмотреть выделение финансовых средств из местного бюджета на реализацию проектов по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
5) осуществлять мониторинг и анализ фактов насилия, суицида и правонарушения среди несовершеннолетних;
6) принять меры по социальной адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, вернувшихся из организаций образования для детей с девиантным поведением, с особым режимом содержания и воспитательной колонии;
7) принять меры по развитию скаутского и волонтерского движения с привлечением детей, склонных к правонарушениям, и детей из социально-уязвимых семей;
8) принять меры по обеспечению занятости детей дополнительным образованием, спортивными секциями.
По информации КазТАГ

ОТ РЕДАКЦИИ Принятые меры наверняка вызовут различную реакцию заинтересованных сторон. Поэтому мы намерены продолжить на страницах нашей газеты тему детского насилия.

Поделиться
Класснуть