Будут деньги - будет и статус
Становятся известны основные контуры закона о педагогах
Месседж сенатора Дариги НАЗАРБАЕВОЙ о том, что зарплата не главное звено в повышении авторитета казахстанских учителей, обострил интригу вокруг будущего закона о статусе отечественного педагога. Потому что у других экспертов учительской доли мнение совершенно противоположное. “Зарплату - как у министра, неприкосновенность - как у дипломата, а почет - как у императора” - именно так озаглавили свой мобильный чат 48 членов рабочей группы по разработке концепции законопроекта “О статусе педагога”.
А как же министерская зарплата?..
Среди соавторов этой концепции - представители отраслевого профсоюза работников образования и науки, которые к тому же уже внесли 300 предложений в будущий проект главного учительского документа. И настроены самым активным образом лоббировать вопрос повышения зарплаты учителей.
Примечательно, что в концепции законопроекта ни слова о повышении зарплаты, самой желанной перспективе учителей! Хотя большинство экспертов едины во мнении, что престиж педагогической профессии начинается именно с достойной оплаты труда. Но если в предыдущей статье “Учите - и... не обрящете!” (см. “Время” от 17.11.2018 г.) мои собеседники предлагали довольно, скажем так, экзотические для наших реалий варианты (зарплата министра образования и науки не должна более чем втрое превышать минимальную в отрасли; повысить доходы педагогов до уровня депутатских), то у профильного профсоюза более земной подход: в системе расчета заработных плат нужно поменять основополагающие ориентиры. Об этом “Времени” в подробностях рассказала зампредседателя профсоюза Айгуль МУКАШЕВА (на снимке).
Сегодня надбавки и доплаты учителям рассчитываются исходя из размера БДО (базовый должностной оклад), который не менялся с 2011 (!) года и составляет 17 697 тенге. Именно из-за низкого уровня БДО, считают в учительской среде, даже громкое повышение зарплаты - аж на 200 процентов! - учителям физики, химии, биологии и информатики, преподающим на английском языке, на деле оказалось суммой... всего в 35 394 тенге. Поэтому профсоюз предлагает (причем, по словам Мукашевой, уже многие годы) любые выплаты рассчитывать от размера МЗП (минимальная заработная плата), который растет ежегодно с учетом инфляции (в этом году МЗП составляет 28 284 тенге, а с 2019-го по поручению президента вырастет до 42 500 тенге). Тогда педагоги младшей школы с 25-летним стажем будут получать не 83 тысячи, а 199 тысяч. А за классное руководство вместо нынешних 4424 тенге (25 процентов от БДО) учителям будут начислять 10 625, за проверку тетрадей вместо 3500 тенге - 8500.
Впрочем, Айгуль Мукашева сомневается, что их предложение найдет поддержку в правительстве: в этом году премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ отказал в просьбе группе депутатов парламента, которые еще в марте предлагали заменить БДО на МЗП. При этом глава правительства сослался на отсутствие необходимых финресурсов в госбюджете.
- Но тем не менее мы будем настаивать и надеемся на поддержку парламентариев! - твердо добавляет зампред профсоюза.
Помнят в профсоюзе и о персонале, работающем в системе дошкольного образования. В частности, по данным профорганизации, начинающий воспитатель в детсаду получает 32 тысячи тенге, а с 20-летним стажем и высшей категорией - около 50 тысяч. Нянечки имеют в среднем 30 тысяч тенге, а методисты, которых называют “учителями учителей”, - около 60 тысяч. Профсоюз предлагает поднять их в реестре должностей гражданских служащих из звена В3 в В2 (туда, где “сидят” школьные учителя) и тем самым сравнять их заработки. А для преподавателей вузов профсоюз поставит вопрос о введении в законопроект доплат за ученые и академические звания доцента и профессора.
Досрочная пенсия
Какие же положения статуса казахстанского педагога оговариваются в концепции законопроекта? Они довольно значимы, чтобы о них узнала страна. Начнем с того, что говорится о праве учителей на досрочную пенсию по выслуге лет.
- Если в советское время педагоги могли выйти на пенсию при 25-летнем стаже, это в 47 лет (если учитель пришел работать в школу сразу после окончания педвуза), то сегодня это считается еще довольно активным рабочим возрастом. Поэтому мы предложили повысить выслугу до 30-летнего спецстажа, и тогда наши педагоги смогут выходить на пенсию в 52 года. И нас поддержали на рабочей группе! - продолжает разговор профсоюзный лидер. - Но теперь важно прописать в законопроекте возможность учителям после назначения ранней пенсии выбирать - оставаться работать или уйти на заслуженный отдых. Мы будем этого добиваться.
Кстати, в России работники образования и после выхода на пенсию по выслуге могут продолжать работать, при этом никаких дополнительных документов им оформлять не нужно.
С заботой о здоровье и нервах
Особая роль в концепции отведена так называемому соцпакету педагогов. Профсоюз настоял на введении бесплатного ежегодного медосмотра для всех учителей и компенсации ряда коммунальных затрат - для сельских. Такие льготы предусмотрены в действующем законе об образовании с 1996 года, но не предоставляются повсеместно, так как переданы “на усмотрение” местных исполнительных органов, которые зачастую банально ссылаются опять же на нехватку средств.
Теперь же новый закон, как ожидается, обяжет акиматы возмещать эти расходы. Правда, каков будет механизм компенсации, пока неизвестно.
- Если говорить о компенсации за приобретение угля, то самая низкая она у учителей Северного Казахстана - всего порядка 1300 тенге раз в год. И это при суровой-то зиме! А самая высокая в пригородных селах Кокшетау - более 34 тысяч тенге раз в год. Вот такая разница, - продолжает Айгуль Мукашева. - Мы не раз обращались по этому поводу в парламент и правительство и будем настаивать, чтобы в законопроекте о статусе педагогов компенсацию за твердое топливо выплачивали в соответствии с региональными и климатическими особенностями мест проживания учителей. Мы предлагаем компенсировать хотя бы стоимость 1 тонны угля раз в год, ведь на севере и востоке страны цена доходит до 24 тысяч тенге!
А еще, учитывая особую роль педагогов в обществе, а также колоссальную нагрузку на их здоровье и нервную систему, профсоюз считает целесообразным прикрепить всех их к ведомственным поликлиникам для госслужащих. Кроме того, концепция предусматривает выплаты учителям двойных окладов на оздоровление раз в год, а также запрет на внеплановые проверки.
Родительский контроль
Профсоюз также будет настаивать на введении в законопроект нормы об ответственности родителей.
- У учителя очень высокие психоэмоциональные нагрузки, и родителям надо принимать самое активное участие в воспитании своих детей, а не спихивать на учителя типа “я вам отдал ребенка - дальше работайте с ним сами”. Но какой будет родительская ответственность и за что именно, мы будем еще советоваться, - пояснила зампредседателя профсоюза.
Кстати, в Интернете об обязательствах родителей педагоги пишут чуть ли не чаще всего. Одни считают, что необходимо “усилить ответственность родителей вплоть до административного наказания за давление на школу и учителя, в том числе за угрозы расправами”, другие полагают, что “за неадекватное поведение несовершеннолетних обучающихся, плохую успеваемость их родители обязаны нести персональную ответственность перед обществом”.
Еще концепция предусматривает административное наказание за унижение чести и достоинства педагогов. За это, кстати, в начале года ратовала сенатор Динар НУКЕТАЕВА, предлагая приравнять оскорбление учителей к оскорблению представителя власти. Но с этим пунктом не согласны правоведы.
- Я против этого, потому что рукоприкладство и оскорбление, хулиганство и унижения недопустимы по отношению к любому человеку. И есть куча других профессий, где могут оскорбить, да тех же продавцов и врачей, - высказал свое мнение юрист Сергей УТКИН (на снимке).
- Проблема учителей в том, что они не заявляют в правоохранительные органы об этих фактах. На самом деле следовало бы убрать усиленную ответственность за оскорбление госслужащих. В этом вопросе законодательство не должно делать разницы между людьми. А как поднимается престиж любой профессии, всем хорошо известно - только зарплатой. Но на это надо изыскивать деньги, а не просто ввести в закон слово об ответственности.
Почёт императора
Педпрофсоюз намерен добиваться доплат за ведомственные нагрудные знаки “Почетный работник образования” и “Ыбырай Алтынсарин”, а также введения награды “Заслуженный учитель”. Кроме того, отраслевое объединение ратует за присвоение работникам образования Астаны, Алматы и Шымкента статуса педагогов городов республиканского значения с соответствующими надбавками, учитывая, что жизнь в мегаполисах дороже, чем в регионах.
Должна появиться в законе о педагогах и норма о приемлемых механизмах обеспечения педработников жильем (служебное жилье, общежитие, жилищный лизинг). Профсоюз не исключает, что будет создана отраслевая льготная программа ипотечного кредитования без первоначального взноса и с низкой процентной ставкой. Условия ипотеки “7-20-25” для работников образования, говорят, увы, неподъемны.
Что еще? Ожидается, что будет прописана административная ответственность за привлечение учителей к не свойственным им работам и принуждение учителей к подписке на периодику.
Причем большинство описанных в этом материале норм будет распространяться на всех тружеников сферы образования - от воспитателей детсадов до преподавателей вузов и колледжей, утверждают в профсоюзе.
Комментарий в тему
Ирина СМИРНОВА, депутат мажилиса:
- Когда закон поступит к нам в парламент, я обязательно войду в рабочую группу. Да, концепция получилась уважительной к учителю, я увидела довольно революционные нормы. Но без чего закон не будет полным? Без повышения зарплаты. Это самое главное! Мне бы хотелось, чтобы там указали: зарплата для начинающего учителя и воспитателя детсада должна быть не ниже средней по стране. Сейчас средняя зарплата казахстанцев, по данным госстатистики, 161 000 тенге. Будет 180 000 - значит, сразу должны поднять им зарплату до этого уровня. И уже к этой сумме добавлять коэффициенты за стаж, надбавки и категории. Я полагаю, это изменит положение учителей, и тогда в школу пойдут и мужчины, и лучшие специалисты. И тогда уже можно не декларировать льготы по углю, здоровью, жилью и другие. Такую поправку я намерена инициировать.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Астана
От редакции Признаемся как на духу: мало верится, что все, что предлагает профсоюз и уже отражено в учительской концепции, будет затверждено в законе о статусе педагога. Но ведь случаются приятные исключения! Наберемся терпения и дождемся законопроекта. “Время” постарается сообщить все важные подробности этого документа. По нашим данным, он поступит в мажилис в начале 2019 года и будет касаться педработников 48 должностей.
Ссылки по теме
“Учите - и... не обрящете!” - “Время” от 17.11.2018 г.
“Классовая борьба” - “Время” от 1.12.2018 г.
“Учителям можно, министрам - нельзя!” - “Время” от 6.12.2018 г.