Цон в руку, или Как закрутить гайки “помогайкам”?
Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции отреагировало на нашу публикацию о “помогайках” в Алматинском автоЦОНе (см. “Мимо базы”, “Время” от 18.10.2018 г.). По поручению главы ведомства Алика ШПЕКБАЕВА алматинский департамент АДГС и ПК разрабатывает комплекс мероприятий, который позволит нам с вами избавиться от сомнительных услуг “помогаек” и призовет сотрудников автоЦОНов оказывать госуслуги качественно и в срок, без искусственно создаваемой волокиты.
Вкратце напомним: мы писали о посредниках, которые за определенное вознаграждение помогают автолюбителям снимать и ставить машины на учет, получать водительские удостоверения и медицинские справки. Причем в качестве так называемых помогаек выступают как люди, не имеющие никакого отношения к деятельности автоЦОНов, так и охранники, и страховые агенты…
В алматинском департаменте по делам госслужбы признают: на территории двух автоЦОНов южной столицы действительно находятся группы посредников, предлагающих свои услуги желающим оформить автомобиль и получить права. И даже называют их теневую “зарплату” - от 10 до 50 тысяч тенге с человека (сумма зависит от конкретной услуги). В среднем в день в автоЦОН обращаются несколько сотен человек. Представьте только ежемесячный теневой доход “помогаек” - нам бы с вами так жить!
- По всей стране мы запустили проект “Тайный покупатель”: общественники и блогеры посещают автоЦОНы, чтобы на местах проверить, как оказываются услуги населению, - рассказывает руководитель департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Алматы Данияр ТАУМУРАТ. - Стоит отметить: “помогайки” выдают себя за сотрудников страховых компаний или агентов, но при этом готовы помочь зарегистрировать автомобиль или помочь с получением водительских прав. И называют свои расценки. К сожалению, некоторые люди не понимают, что их просто обводят вокруг пальца…
Как выяснилось, посредники, как говорится, ищут лоха: разводят его, обещают решить вопрос не только положительно, но и быстро. Потом берут деньги и на общих основаниях сдают документы клиента работникам автоЦОНа. А позже говорят: мол, база МВД зависла, придется полчасика потерпеть. И народ верит словам посредника. А как не верить, если он может получить за вас медицинскую справку с печатями псих-и наркодиспансеров, сделать вам по блату зеркальные автономера.
А между тем все эти шаги автолюбитель может спокойно проделать сам: оплатить госпошлину и сдать документы, подождать час-полтора и получить свои номера, техпаспорт и права. Причем перед регистрацией автомобиля специалист покажет вам на экране компьютера перечень госномеров, которые вы можете выбрать. Более того, чтобы минимизировать контакт госслужащего с получателем услуг, в агентстве придумали очередное ноу-хау: отныне, не выходя из квартиры или офиса, можно перерегистрировать автомобиль и получить водительские права через Интернет. Таким же образом оплачиваются госпошлина и штрафы (если таковые имеются), автолюбитель сдает экзамены по знанию ПДД, и документы ему могут доставить по почте.
- Наш департамент, как и коллеги из других регионов вместе с представителями полицейских департаментов, регулярно выезжает на дежурства в автоЦОНы. Мы сами не можем задержать “помогайку” и наказать его: скажем, приставание в общественных местах - это работа местной полицейской службы. Например, с начала года на “помогаек” было выписано более 140 административных протоколов, а при содействии сотрудников департамента антикоррупционной службы два офицера регистрационно-экзаменационного отдела (РЭО) автоЦОНа были задержаны при получении взятки. При этом мы понимаем, что услуги посредников оказываются в обход всех процедур, предусмотренных госуслугами. Хотелось бы, чтобы это понимали и обычные обыватели, - продолжает г-н Таумурат.
Оказывается, в алматинские автоЦОНы кроме коренных горожан приезжают жители Алматинской, Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской областей. Спрашивается, что им делать в Алматы, если в этих регионах тоже имеются свои автоЦОНы или подразделения РЭО, где также можно получить права и техпаспорт. Видимо, вопрос в тех же “помогайках”. Именно в алматинских автоЦОНах посредников пруд пруди. Едва стражи правопорядка забирают одну группу посредников и даже не успевают выписать на них протоколы, как их “рабочие места” тут же занимают другие “помогайки”. И хотя радиорубка на входе в автоЦОНы с утра до вечера убеждает людей не обращаться к посредникам, а в случае приставания звонить в Call-центр агентства по телефону 1424, “помогайки” без дела не сидят…
Конечно, сам по себе “помогайка” ничего не решает: ему помогают некоторые офицеры РЭО и сотрудники eGOV - правительства для граждан. Но взять их с поличным - дело отнюдь не простое: посредники и их покровители практически не встречаются в служебных кабинетах, напичканных камерами видеонаблюдения. Мутные вопросы решаются вне пределов автоЦОНов, и даже если удается поймать с поличным сотрудника автоЦОНа, наказать его практически невозможно. Они не являются госслужащими (за исключением офицеров полиции из РЭО, который тоже размещен в автоЦОНе), самая крайняя ответственность для них - увольнение. Зачастую - “по собственному”, что не мешает сотруднику вернуться обратно и продолжить работать по серым схемам.
- Чтобы навести порядок, предлагаем внести дополнения в законодательство: на сегодня штраф в 5 МРП несоразмерен с получаемым доходом “помогайки”. Он спокойно платит этот штраф и дальше посредничает. Кроме того, нужно чаще проводить выездные рейды с участием СМИ и разъяснять людям, как они могут получить услуги без посредников. А еще - устранить всевозможные барьеры, которые искусственно создаются сотрудниками как РЭО, так и правительства для граждан. Самое главное - мы призываем людей, у которых возникли вопросы по госуслугам, обращаться к нам, а не к сомнительным “помогайкам”. Пришла пора понять, что посредники, в свое время подвизавшиеся в подразделениях дорожной полиции, - вчерашний день. Сегодня новые стандарты получения госуслуг, совершенно другой контроль и иная ответственность, вплоть до уголовной, - резюмировал Данияр Таумурат.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы