Когда медицина бессильна
В Уральске бригады скорой помощи ездят на вызовы практически без медикаментов. Станция неотложки должна за бензин 35 миллионов тенге, а сотрудники сидят без зарплаты и отпускных.
На днях все не занятые на линии сотрудники уральской скорой помощи собрались во дворе организации, чтобы встретиться с журналистами и в их присутствии потребовать ответов на накопившиеся вопросы. Самые насущные из них - невыплата зарплаты, сокращение количества бригад и отсутствие лекарств. Кроме этого, как выяснилось, у организации громадная кредиторская задолженность за бензин - 35 миллионов тенге. За какой срок накопилась эта сумма, выяснить не удалось.
- Зарплату нам задерживают уже на две недели. И так каждый месяц. Свои отпускные люди не получили еще за июль-август. Ни о каких премиях речи нет. Даже на День медика ничего не выдали! - говорит фельдшер станции скорой помощи Наталья ДУСКАЛИЕВА. - У нас водители приезжают и ремонтируют машины в свой выходной и за свои деньги, потому что нет запчастей и нет на них средств. На вызовы выезжаем с одним обезболивающим. У нас нет даже нашатыря и парацетамола, не говоря уже про жаропонижающие свечи. В аптечке только шины и лонгетки! Разве так должно быть? Мы не частная контора. Мы госучреждение, у нас есть свой бюджет, который должен быть заранее запланирован. Почему в других организациях все нормально и только у нас все через пень-колоду?
По словам собравшихся, из-за отсутствия лекарств любого больного с приступом хронического заболевания приходится везти в больницу.
- Если бы был нормальный набор медикаментов, мы большинство приступов могли бы купировать на месте. Но так как у нас нет лекарств, каждый раз приходится везти больного в стационар, чтобы ему там сделали один-два укола, - вторит коллега.
У руководителя облздрава Каната ТОСЕКБАЕВА есть ответ на эти вопросы. Все дело, говорит он, в несвоевременно поступивших средствах от ФОМСа.
- Скорая помощь полностью находится на финансировании Фонда обязательного медицинского страхования. У них своя система оценки работы, и только после этого они переводят средства на счет организации, - поясняет главный медик области. - Мы ставим эти вопросы перед ними, но ФОМС нам не подчиняется, он не в нашей структуре.
- Сейчас идет отладка всех процессов, - озвучила свой взгляд на происходящее директор западно-казахстанского филиала ФОМСа Жамал ЖУМАГУЛОВА. - Мы отправляем деньги с 10-го по 20-е число. По окончании месяца мы открываем базу и до 5-го числа проводим экспертизу качества оказанных медицинских услуг. И после этого начисляем средства. Мы работаем в этой новой системе первый год. Рассчитать и просчитать все это очень непросто.
- Вы считаете нормальным, что все расчеты происходят уже после того, как система начала работать? Ведь из-за этого страдают люди. И сотрудники скорой помощи, и их пациенты.
- Мы уже получили первый транш выделенных дополнительных средств. И буквально уже сегодня сотрудники скорой помощи получат зарплату. Следующий транш тоже ждем со дня на день - такой ответ г-жа Жумагулова посчитала исчерпывающим.
Правда, когда аптечки бригад неотложки пополнятся медикаментами, так и не выяснилось.
- Мы выделяем средства организации за отработку вызовов. А вопрос распределения этих средств - это уже к руководству ведомства, - сообщила она.
По словам возмущенных работников станции неотложки, в течение этого года с работы ушли не менее трети опытных сотрудников. Причина - проблемы с зарплатой, несвоевременными выплатами и из-за того, что просто нечем и не на чем работать. На вакантные места приходят выпускники медучилищ, у которых нет никакого опыта.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск