19507

Загадка темиртауской аномалии

Участок нового автобана между Карагандой и Темиртау будут отстраивать заново

Отрезок строящегося по госпрограмме “Нұрлы жол” транзитного коридора Центр - Юг между Карагандой и Темиртау запланировано сдать в эксплуатацию в грядущем ноябре. Но вряд ли это случится. Потому что на новое бетонное основание автобана без горького сожаления не взглянешь: на протяжении нескольких километров оно повреждено трещинами. Заказчик работ ссылается на загадочность появления длиннющих и ветвистых щелей. А автомобилисты возмущенно судачат о допущенном строителями браке. Совсем не так они себе представляли дорогу, на которую из бюджета было выделено 11 миллиардов тенге!

Реконструкцию транспортной артерии, пересекающей страну с севера на юг (от границы Российской Федерации до нашей южной столицы), в Карагандинской области ждали с воодушевлением. Как не радоваться, если узкую и местами потрепанную магистраль заменит шикарный шестиполосный автобан? Тут и более комфортное вождение, и разрешенная до 120 километров в час скорость, и безопасность за счет установки барьерных заграждений. Поэтому к временным неудобствам, связанным со строительством, водители отнеслись с пониманием.
Однако с недавних пор терпение автомобилистов обернулось раздражением. Участок уложенной в прошлом году бетонки от Темиртау до Караганды трескается! Несчастных 15 километров 800 метров - и то через пень колоду, получается. Что толку от масштабного ремонта, если надолго его не хватит?

На первую волну возмущений руководство АО “НК “КазАвтоЖол”, являющегося заказчиком работ, отреагировало весьма интересно. Заместитель директора карагандинского филиала Игорь ГАФТОН назвал трещины усадочными: вроде как ничего страшного в том нет, поскольку они поддаются “лечению”. Процесс происходит так: разлом вскрывают, чуть расширяют, нарезают поперечные канавки и вновь заливают пространство бетоном. Внешне картина потом выглядит так, словно края поврежденного покрытия сшил портной. К слову, поначалу официально заявлялось, что проблемы возникли на сравнительно небольшом отрезке - 1,2 километра. Но люди-то не слепые. Трещины, большие и маленькие, видны практически на всем протяжении пути из Караганды до города металлургов.
Между тем работники “КазАвтоЖола” все-таки прислушались к критике и устроили исследование, дабы выяснить, что же пошло не так. Специалисты стали проверять, насколько добросовестно выполнили свою работу подрядчики. Вроде и слабый грунт с места будущей трассы вывезли, и стабилизацию земляного полотна провели, и все слои - подстилающий, верхний и бетонный - как следует уложили. Учли и терзавшие регион несколько лет назад паводки, и большую интенсивность движения. Потому решили сделать дорогу толще, чем обычно: 83 сантиметра вместо 65. А вот поди ж ты! Растрескалась негодная бетонка!
И что самое удивительное, по уверениям замдиректора карагандинского филиала “Каз­АвтоЖола”, даже лабораторные исследования взятого с наиболее прохудившихся мест керна не помогли определить причину появления разломов.
- Мы свое расследование проводили и выяснили, что основание там не деформировано. Все работы были проведены в соответствии с действующими нормами и требованиями. Но есть некоторые неопределенные моменты… Мы сами не можем понять, что происходит! - признался Игорь Гафтон.
- Неужто какая-то аномалия?
- Смех сквозь слезы. Сейчас создали специальную комиссию, привлекли специалистов из КаздорНИИ. Просканировали дорогу георадаром (специальный прибор, просвечивающий полотно насквозь и выявляющий изъяны. - И. М.). Теперь ждем результатов. Может, что-то с бетоном не то, может, арматуру неправильно уложили, может, деформационные швы подвели.
- То есть при соблюдении всех норм и требований все же есть вероятность, что подрядчик нарушил технологию строительства? Если так и окажется, то он будет все переделывать за свой счет?
- Да, конечно!
- Весь объем с нуля или просто латки установит и сверху их заасфальтирует?
- Мы уже провели совещание с подрядчиком. Решили, что все эти проблемные места будем убирать. Это однозначно! Потому что ситуация не поддается никаким комментариям.
- Но ведь сроки уже горят! Зима на носу. Выходит, дорогу сдадут в эксплуатацию не в ноябре, а в следующем году?
- Видимо, да, - подытожил Игорь Гафтон.
Так что ни о каком “лечении” дороги речи больше не идет. Ее будут практически полностью перекраивать. Впрочем, это еще не все сюрпризы, вскрывшиеся при строительстве небольшого отрезка автобана от Темиртау до Караганды.
Не так давно мы рассказывали, что в будущем году на въезде в шахтерскую столицу построят новую транспортную развязку, которая уничтожит березовую рощицу. Проектировщики решили, что деревьями можно пожертвовать в угоду стратегически важной трассе, чем вызвали шквал негодования горожан (см. “Отговорила роща золотая?”, “Время” от 28.7.2018 г.). А сейчас постарайтесь сдержать саркастическую усмешку: работавшие над проектом люди также забыли учесть, что новые дорожные объекты - мосты и развязки - будут пересекать высоковольтные электролинии и трубы отапливающего Темиртау коммунального предприятия “Окжетпес - Т”! Коммуникации теперь придется экстренно переносить, и сдача дороги в эксплуатацию отодвигается на более поздний срок, в том числе и по этой причине.
А мы пока продолжим ждать расшифровки результатов сканирования новой бетонки хваленым георадаром. Уж очень интересно, сумеет ли чудо-машина пролить свет на таинственное появление трещин.

Ирина МОСКОВКА, фото Олега ГУСЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть