7248

Не заплатишь - не проедешь

   На прошлой неделе стало известно, что с сентября на трассах Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос и Астана - Темиртау в тестовом режиме начнет работать система взимания платы за проезд. Мы выяснили, что это значит и как все будет действовать.

- Уже построены пункты взимания платы на въезде и выезде с трасс и арки контроля, они оборудованы на определенных участках дороги и будут делить ее на зоны, - объясняет начальник управления развития бизнеса АО “НК “КазАвтоЖол” Ернар ТУЛЕГЕНОВ (на снимке).

- Сейчас идет работа по установке и наладке оборудования - камер, шлагбаумов, терминалов, информационных табло. На то, чтобы все доделать, уйдет некоторое время, поэтому мы говорим, что запустим все в сентябре. Машины будут проезжать через пункты контроля, система будет их фиксировать, но при этом не нужно будет платить за проезд. Сейчас нам важно понять, как ведут себя камеры, вовремя ли открываются шлагбаумы, правильно ли формируется база данных автомобилей, чтобы потом не было проблем. Эта работа проводится в рамках реализации государственной программы “Нұрлы жол”, согласно которой 27 процентов дорог республиканского значения должны стать платными.

- Речь шла о том, что проезд по этим дорогам (в зависимости от способа оплаты) будет стоить от одного до трех тенге за километр. Эти ставки сохраняются?

- Я пока ничего не могу сказать по поводу ставок - сейчас они находятся на утверждении в Министерстве по инвестициям и развитию. Возможно, плата будет взиматься за каждый километр либо за пересечение зон (от пункта взимания платы до арок контроля), как на трассе Астана - Щучинск, проезд по которой в одну сторону стоит 200 тенге для легкового транспорта. Оплатить проезд можно будет не только на пунктах контроля. Есть 17 видов альтернативной оплаты: терминалы Qiwi, специальный сервис Payway для безналичного расчета (автомобилисту достаточно положить деньги на свой баланс и ездить беспрепятственно, они будут списываться автоматически). Возможно, появятся специальные пластиковые карты типа транспорт­ных, которыми тоже можно будет оплатить проезд. Мы ведем переговоры, чтобы сделать возможным оплату через sms.
- Правда ли, что на трассе Алматы - Капшагай пункт взимания платы будет только со стороны мегаполиса (близ поселка Байсерке)? С чем это связано?
- Сейчас заканчивается строительство трассы Капшагай - Талдыкорган, которая в перспективе тоже станет платной. Когда все работы будут завершены, мы оборудуем пункт взимания платы непосредственно возле Талдыкоргана, а по дороге между ним и Алматы по­явятся арки контроля. Сейчас, когда проект по платности этой трассы находится на госэкспертизе, строить такой пункт возле Капшагая нецелесообразно.

- Подождите, а как же будут платить те, кто едет из Капшагая в Алматы?
- На трассе возе поселка Заречного есть арка контроля, и водитель, двигающийся в сторону южной столицы, все равно будет ее пересекать - система зафиксирует номер автомобиля. Нужно будет заплатить на въезде в город. То же самое придется делать тем, кто едет из Алматы в Капшагай и обратно. Машина пересекает пункт конт­роля, система ее запоминает и по факту выставляет счет.
- А если она едет из Алматы в Капшагай, но обратно не возвращается?
- Тогда автомобилисту придется воспользоваться теми альтернативными способами оплаты, о которых я говорил выше.
Мы стараемся делать все поэтапно: построили трассу, теперь наладим оборудование, а уже потом внедрим платность. Параллельно ведем разъяснительную работу в прилегающих к трассам поселках - здесь уже прошли общественные слушания.
Вопросов было много, особенно в Алматинской области. Люди не понимали, что их ждет. Мы объясняли все буквально на пальцах. Конечно, больше всего их интересовал вопрос абонентской платы, которая предусмотрена для жителей поселков, прилегающих к трассе. Допустим, для трассы Астана - Щучинск она составляет тысячу тенге в год.

- Для тех дорог, о которых мы говорим, она будет такой же?
- Мы планируем, что она останется на прежнем уровне. Но опять же, ставки утвердит министерство. Людям, которые живут в этих районах, пока не нужно ничего делать - мы начнем оформлять абонентскую плату лишь тогда, когда эти дороги станут платными (сейчас речь идет о том, что это произойдет в январе 2019 года. - О.А.). Им нужно будет прийти на пункты взимания платы, предоставить документы, подтверждающие, что автомобиль зарегистрирован именно на той территории, которая прилегает к трассе. После этого наши специалисты внесут номер машины в базу, и она будет беспрепятственно проезжать через шлагбаумы - ничего больше делать не нужно. Абонентская плата действует 365 дней в году, то есть если ваш номер внесли в базу 5 января 2019 года, можно будет спокойно ездить до 5 января 2020 года.
- Не нужно быть оракулом, чтобы предположить, что на трассе Алматы - Капшагай, особенно в летнее время, будет собираться пробка, ведь машины будут останавливаться возле ваших терминалов.
- По трассе Алматы - Капшагай 16 полос: 4 на въезд, 12 - на выезд. Это достаточно много. Сейчас мы стараемся стимулировать водителей, чтобы они оплачивали проезд заранее, используя безналичные виды расчета, о которых я уже говорил. К тому же предлагается внедрить дифференцированный тариф для легкового транспорта: допустим, если вы платите за проезд по трассе наличными, то стоимость условно составляет 400 тенге, используете безналичные расчеты - 200 тенге. Мы надеемся, что за счет этого снизится количество машин, которые будут останавливаться у терминалов. Но если пробки все же станут образовываться, мы будем открывать шлагбаумы и пропускать машины, тогда их владельцы смогут оплатить проезд по приезде в город.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлено Ернаром ТУЛЕГЕНОВЫМ, Алматы

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Где именно будут установлены пункты контроля?

Трасса Астана - Темиртау
Интенсивность движения - 5-7 тысяч автомобилей в сутки.
Платным станет участок протяженностью 134 километра. Пункты взимания платы появятся близ поселка Жибек жолы (со стороны столицы) и непосредственно возле Темиртау. На всем протяжении будет установлено три основные арки контроля и две дополнительные.
Трасса Алматы - Капшагай
Интенсивность движения - 15 тысяч автомобилей в сутки.
Платным станет участок протяженностью 42 километра. Пункт взимания платы пока появится только с одной стороны, вблизи поворота на поселок Байсерке. Будет установлена одна арка контроля возле поселка Заречного.
Трасса Алматы - Хоргос
Интенсивность движения - порядка 10 тысяч автомобилей в сутки.
Платным станет участок дороги протяженностью 295 километров. Первый пункт взимания будет стоять на 25-м километре от Алматы, на повороте на поселок Байсерке, а второй - рядом с Хоргосом. На всем протяжении будет установлено четыре арки контроля.

Поделиться
Класснуть