Треш - это по-нашему!
Почему через полтора года после объявления итогов конкурсана преобразование пространства трамвайного депо Алматы на этом месте так и не начались строительные работы? Что мешает авторам концепции - победителя DEPO Evolution Park превратить развалины в многофункциональный комплекс для досуга и обучения?
Это был разговор на пятерых: с одной стороны, я, а с другой - авторы проекта DEPO Evolution Park Лейла КАЙНАЗАРОВА и Майра ИЗМАЙЛОВА, руководитель управления по вопросам молодежной политики Алматы Чингис БЕСКЕМПИРОВ и директор Государственного фонда развития молодежной политики Алма АУГАНБАЕВА.
- С тех пор, как был объявлен победитель конкурса, прошло больше года. Что было сделано за это время? Насколько я понимаю, вы отремонтировали пятиэтажное здание, в котором мы сейчас сидим, где раньше располагалось трамвайное управление, и все.
- Давайте поясню, - берет на себя инициативу Чингис Бескемпиров (на снимке). - Весной прошлого года территорию депо передали на баланс нашего управления. До конца лета мы успели сделать здесь текущий ремонт. Деньги на это были выделены заранее. Мы создали в этой пятиэтажке коворкинг-центр. Это здание и по интерьеру, и по наполнению полностью вписывается в общую концепцию DEPO Evolution.
- Это, конечно, хорошо. Но и горожан, и авторов проигравшего в финале конкурса проекта Политехнического музея, и членов общественного совета, которые в итоге выбрали вашу концепцию, волнует один и тот же вопрос: почему на месте депо до сих пор руины?
- Мы разрабатывали концепцию, опираясь на место, но у нас не было полной характеристики того, с чем нам придется работать. Депо было построено в 1938 году. - подключается к разговору Лейла Кайназарова (на снимке). - Уже после того как мы выиграли конкурс, специалисты провели технические исследования, и выяснилось, что одна треть основного здания вообще не подлежит реконструкции. Поэтому его придется сносить и строить новое.
- Из-за этого проект станет дороже?
- Нет. Из-за этого увеличились сроки подготовки к его реализации. Все время появлялись какие-то нюансы, из-за которых проект приходилось улучшать, усиливать, менять. Потом все это проходило согласования. После этого за свой счет (а стоит это более ста тысяч долларов) подготовили проектно-сметную документацию (ПСД). Начался долгий процесс получения разрешений.
- Здание признано аварийным, здесь не было крупного ремонта с 50-х годов, - дополняет Бескемпиров. - За это время поменялись все СниПы и стандарты. Соответственно, инженерные и электросети, колодцы, через которые можно подключать воду, и т. д. нужно было проверять, делать и просчитывать заново. А это определенные сроки. Сейчас ПСД передана на госэкспертизу, специалисты проверяют проект на соответствие всем стандартам и нормам. Как только он пройдет госэкспертизу, можно будет говорить о начале строительно-монтажных работ.
Весь этот год мы находимся в ожидании документов и каких-то разрешений, - добавляет Лейла. - Пока их нет, мы не можем начать реконструкцию - за это нас могут привлечь к ответственности. Но мы в любом случае старались активировать эту территорию.
В этот момент включается Алма Ауганбаева (на снимке):
- Вот вы говорите: пустырь! Даже немного обидно, - говорит она мне. - Депо как локация очень интересно молодежи. Здесь проходят фотосессии, снимают фильмы и клипы.
- Оно интересно как руины?
- Какими глазами смотреть, - парирует заряженная на позитив Алма Курмановна. - Здесь располагаются 29 молодежных организаций, которые активно работают, проходят семинары, мастер-классы - помещения мы предоставляем бесплатно. В день по два-три мероприятия. На территории депо проходят фестивали.
- А разве нельзя элементарно привести его в порядок, чтобы гости ваших фестивалей не топтались в пыли?
- Чтобы кинуть здесь хотя бы щебень, нужны финансы, а их нет, - поясняет Майра Измайлова (на снимке). - Все проекты, которые здесь происходят, реализуются за счет фондов, частных инициатив. Да, у нас есть свои декорации, сферы, арт-объекты - их мы выставили на территории как зоны. И все, что здесь сейчас есть, - это модный у молодежи треш-стайл, им не нужны вылизанные стены.
- Майра, мы сейчас договоримся до того, что здесь вообще ничего не нужно делать - лучше так оставить.
- Но я говорю о том, что мы стараемся оживить эту площадку теми силами, которые у нас есть. Мы не забросили ее, ожидая разрешение на строительство. И пытаемся вовлечь в те активности, которые здесь проходят, местных жителей.
- Но ведь люди не видят того, что происходит внутри отремонтированной пятиэтажки. А фестивали - это разовые акции. Для большинства депо остается заброшенным местом.
- Что касается благоустройства: мы не можем просить деньги на какие-то временные меры, например на то, чтобы постелить здесь асфальт, - уточняет Бескемпиров. - Это нерациональное использование средств. В прошлом году мы хотели восстановить двухэтажное здание, которое стоит с левой стороны от входа в депо. Начали работу, но к нам сразу пришли проверяющие и сказали, что делать этого нельзя.
- Лейла, насколько я помню, у проекта DEPO Evolution был частный инвестор, который во время финала конкурса пообещал выделить на реализацию вашей концепции один миллиард тенге.
- Да, у нас будет частное инвестирование, - подтверждает Кайназарова. - Но этот партнер тоже не может начать что-то делать, пока нет разрешения.
- Он не отказался от обещания выделить миллиард?
- Инвестор поменялся. Но деньги будут. Стоимость проекта - 2,3 миллиарда тенге. Одну треть дает частный инвестор, то есть чуть меньше миллиарда.
- У вас есть конкретные договоренности или может случиться так, что частного инвестора в итоге не будет?
- Я объясню, почему пока не могу назвать конкретную цифру. Когда проект проходит экспертизу, в том числе подтверждается и бюджет. Сейчас как раз идет этот процесс - цифра по объективным причинам может поменяться. Но мы, когда шел конкурс, обещали привлечь частного инвестора - и он есть. Мы разделили строительство на несколько этапов. Оно будет идти не полтора года, как мы думали изначально, а год. Если мы получим разрешение, то начнем реконструкцию двухэтажного здания уже осенью. Проект должен быть готов полностью в третьем квартале 2019 года.
- Для нас это приоритетный проект. Мы заинтересованы в том, чтобы он был построен как можно быстрее, - добавляет Чингис Бескемпиров.
- Если вы начнете хотя бы что-то делать в этом году, многие вопросы отпадут.
- Пока нет разрешения, мы не можем что-либо заявлять о проекте, - говорит Лейла. - Да, мы знаем о разговорах, которые идут по городу, видим тот негатив, который пишут о нас в соцсетях. Но мы хотели начать говорить тогда, когда стартует реконструкция и можно будет показать нашу концепцию всему миру. Это было общее решение: подождать и потерпеть. Я знаю много людей, которые готовы нам помогать, работать здесь. Но пока у нас связаны руки.
Наша справка
Концепция DEPO Evolution Park - многофункциональное общественное пространство, в котором будут комбинироваться различные зоны - культура и образование, спортивные, детские, парковые. Здесь будут коворкинг и лофт-центры, мастерские, выставочные и читальные залы, арт-площадки и экопарк.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы