3817

Искусство пересадки

Наш алматинский корреспондент, побывав в Астане, поняла, как мало нужно пассажиру общественного транспорта для счастья - всего лишь бесплатная пересадка в течение часа. А по приезде решила выяснить, почему, несмотря на обещания, ее до сих пор не внедрили в Алматы.

Это всего лишь взгляд пассажира, который, возможно, не так часто, но регулярно бывает в Астане, старается ездить на автобусах и довольно хорошо знает ситуацию с общественным транспортом в Алматы. По моему мнению, южная столица проигрывает северной - выражаясь ныне модной футбольной терминологией, практически всухую. Конечно, можно долго рассуждать о разнице в финансировании (на главный город страны, как известно, средств не жалеют, и на эту сферу в том числе), но, на мой взгляд, дело не только в деньгах. В подходах. И внедрение в Астане системы электронного билетирования пассажиров Astra Plat тому наглядное подтверждение.
Помните, как в Алматы заработал “Оңай!”? Сначала в пилотном режиме с октября 2015 года (можно было платить и картой, и наличкой), потом по полной с 11 января 2016 года. Как это было (шумно, скандально и, несмотря на переходный период, неожиданно для многих), алматинцы помнят хорошо. Пережили. Народ купил карты, привык к нововведениям, городские власти стали гордо рассказывать с трибун о том, что благодаря внедрению системы “Оңай!” доходы перевозчиков вышли из тени. Но автопарки не стали образцово-показательными, а водители не превратились в агн­цев. Не буду отрицать - подвижки в лучшую сторону есть. Но меняют ли они картину кардинально? Откровенно говоря, нет. Никак тут у них не срастается. Акимат, перевозчики и транспортный холдинг могут долго кивать друг на друга (так они обычно и делают), но системных проблем это не решит.
А ведь нам еще обещали возможность бесплатной пересадки в течение часа и дисконты для тех, кто закидывает деньги на карту “Оңай!” сразу, к примеру, на 10 поездок (тогда 11-ю пассажиру дарят).
Я специально нашла свои материалы, в которых об этом шла речь. Первый - с пресс-конференции, которая состоялась в конце июля прошлого года за несколько дней до внедрения в Алматы дифференцированного тарифа. Транспортники во главе с тогдашним руководителем городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максутом ИСАХОВЫМ объясняли народу, что плата в 150 тенге за разовый билет - это не обдираловка, а благо. А чтобы не было мучительно больно, Максут Пернибаевич сообщил, что пассажиры получат целую гамму услуг: разные виды карт, скидки при покупке 10 или 20 поездок и самое главное - возможность бесплатной пересадки в определенный период времени в течение часа или полутора. Но, как выяснилось позже, эту гамму услуг город внедрить был не готов - появиться они должны были только в начале следующего года. Половина которого уже, замечу, прошла.

Сказали - забыли. Но не журналисты. Примерно через полгода была еще одна встреча с журналистами. И Исахова один из моих коллег спросил:
- Когда внедрялся дифференцированный тариф, вы говорили, что будут бонусы для обладателей карточек “Оңай!” - и поездки бесплатные, и пересадки. Срок назывался - начало 2018 года. Сейчас уже февраль, ничего такого не введено. Эта программа будет внедряться? А если да, то в какие сроки?
- Эта программа, безусловно, будет внедряться. Я сам лично жду этого нововведения - бесплатной пересадки, - поделился главный транспортник города. - Мне кажется, это будет самый существенный рычаг, который даст новый толчок, как в свое время дифтариф. С транспортным холдингом работаем. По их заверениям, все эти нововведения, в том числе бесплатная пересадка в первые 60 минут поездки, они выдадут в марте.
Это практически дословная расшифровка ответа с диктофонной записи, которая у меня сохранилась. Состоялась пресс-конференция 6 февраля. А в начале мая Исахов перешел на другую работу и стал руководителем управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы. Все? Про бесплатную пересадку можно забыть? Задала на днях этот вопрос людям, которые имеют к общественному транспорту непосредственное отношение.

- Этот вопрос требует решения со стороны местных исполнительных органов, потому что любая мера, которая подразумевает бесплатную пересадку, требует бюджетных вложений, - ответил директор ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Садир ХАМРАЕВ. - Человек бесплатно проехал, но перевозчику эти деньги должны компенсировать. Это может сделать только бюджет. Пока не будет понимания по возмещению этой бесплатной поездки, никто ее внедрить не сможет. Технологически мы можем это сделать, но это вопрос объема рынка.
- Сейчас этот вопрос изучается, - сказал в свою очередь заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ерлан АДИЛОВ. - Нам нужно изучить механизмы, по которым мы потом будем возмещать эти средства перевозчикам.
В общем, чего и следовало ожидать.
Не стала бы об этом писать, если бы не недавняя командировка в Астану. Там я поняла, как мало нужно пассажиру общественного транспорта для счастья - всего-то та самая возможность бесплатной пересадки!
За 400 тенге купила себе электронную карту Astra (продаются они в специальных точках на улицах города), закинула на нее 900 тенге (меньше нельзя) и получила 11 поездок (проезд в Астане стоит 90 тенге, значит, одну мне подарили). Признаться, до конца не верила, что это действительно работает. Зашла в автобус, приложила карту к терминалу - оплата прошла. Через несколько остановок пересела в другой, подношу карту к терминалу - “пересадка” высвечивается на его экране! У меня, как у той вороны, “от радости в зобу дыханье сперло”.
Помню, когда была маленькой, в гости к нам, городским, проживавшим в многоэтажке, приезжали родственники из деревни. Очень им нравилось кататься на лифте. Ездят с первого этажа на девятый и обратно - счастливые, а я понять не могу, отчего. Это же всего-навсего лифт. Примерно так же, по-идиотски, я выглядела, когда на радостях стала пересаживаться в Астане из одного автобуса в другой. За час, пока не надоело, в шести проехала!
Понятное дело: в Астане хватает своих проблем с общественным транспортом и с электронной системой билетирования пассажиров. Горожане недовольны тем, что в столице не так много точек продаж и пополнения карт, они, как мы два года назад, тоже не торопятся переходить на Astra, предпочитая наличку. Кондукторы просят карту и прикладывают ее к своему контрольному терминалу, чтобы проверить, заплатил ли ты. И здесь скоро внедрят дифференцированный тариф. На днях это решение одобрил городской маслихат: наличными за проезд на городских автобусах придется платить 180 тенге (на пригородных и экспрессах - еще больше, в столице тарифы отличаются на разных видах маршрутов). Понятное дело, далеко не все астанчане этому обрадуются, скандалы будут. И все же их сначала приучали к нововведениям, теми самыми пряниками заманивали. И вот теперь готовят кнут в виде дифтарифа.
Конечно, все можно списать на объемы финансирования общественного транспорта - в Астане они больше. Но, простите, зачем тогда алматинские власти вообще что-то обещали? Говорили о бесплатной пересадке и других бонусах? Нам все время чего-то не хватает. Кто-то мешает?

Оксана АКУЛОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть