Наш метод, или Не стоит кайф ломать серьёзным людям!
Почему борьба с коррупцией в Казахстане все больше напоминает цирковое представление с четким распределением ролей и заранее известным финалом?
В Казахстане набирает популярность новая забава - общественность, затаив дыхание, чуть ли не в режиме онлайн следит за громкими судебными процессами. В одном городе на скамье подсудимых - крупный армейский чиновник, в другом - директор театра, в третьем - суд рассматривает дело спортивного функционера, в четвертом - целого министра и его ОПГ. Журналисты ежедневно пишут репортажи, разучивают наизусть статьи из Уголовного кодекса и быстрее любого адвоката могут сказать, за какую часть дают от 3 до 5, а за какую - штраф в 60-кратном размере. Вот так страна вступила в активную фазу борьбы с коррупцией и приучает граждан к всеобщему порицанию преступников, решивших заработать немного денег, используя свое служебное положение. Правда, зачастую дальше порицания дело не идет.
Арест экс-главы нацкомпании “Казахстан Инжиниринг” Каната СУЛТАНБЕКОВА в прошлом году преподносился Комитетом национальной безопасности не иначе как очень большое достижение - чиновник получил взятки на миллиард тенге, в его квартире нашли не только деньги, но и предметы роскоши. Фразу “вы же знаете, чей он человек?!” передавали друг другу шепотом. Спецслужбы распутали весь клубок преступления - мзду Султанбекову носил гражданин Израиля, а всего по делу проходили 9 персонажей. И как логичный итог - за огромные взятки зампред “Казахстан Инжиниринг” получил 10 лет, остальные фигуранты - от 3 до 7. Словом, можно было считать наказание соразмерным преступлению.
Однако в начале февраля стало известно, что апелляционная инстанция изменила приговор Султанбекову, заменив ему реальный срок на штраф в 2 миллиарда тенге. Его подельник - тот самый израильтянин Гиль СМОЛИНСКИ - был оштрафован на 536 миллионов и тоже покинул камеру. Все прочие остались за решеткой.
Нетрудно подсчитать: если Канат Султанбеков получил в качестве взятки миллиард, а должен заплатить штраф в размере 2 миллиардов, то ему просто умножили сумму мзды на два. При том, что в Уголовном кодексе (статья 366 часть 4) черным по белому написано: получение взятки в особо крупном размере наказывается штрафом в 80-кратном размере от суммы взятки. Неужто судьи, принимавшие решение в апелляционной инстанции, не умеют считать? Ведь 80 миллиардов - это уж никак не два! Всем известно, что январь и февраль - период скидок в магазинах. Остается предположить, что отдельные представители нашей судебной системы очень любят сезонные распродажи. Хотя - даже если эта экзотическая версия имеет право на жизнь - sale получается невероятно сумасшедший: могли взять 80 миллиардов, а взяли всего два. Председателю Верховного суда срочно нужно закупить своим судьям калькуляторы - считать в уме или столбиком у них, видимо, не очень получается...
Еще один счастливчик, воспользовавшийся плохими оценками судей по математике - директор алматинского театра имени Ауэзова Мухтар БИЛАЛ. Его тоже с большой помпой задерживали при получении денег - он вымогал 1,5 миллиона тенге у директора театра “Сезам”. Сначала взял 600 тысяч, успел их потратить, а при передаче оставшейся суммы его, что называется, хлопнули с поличным. Судили жреца Мельпомены почему-то по статье “покушение на взятку” - при том, что, повторюсь, часть покушаемого он уже успел откушать! - в ход пошло и полное признание вины, и бряцанье целым иконостасом наград за “творческие достижения”. И вот итог - штраф 52,5 миллиона тенге. Снова открываем действующий Уголовный кодекс, находим статью 366 часть 2: получение взятки в значительном размере наказывается штрафом в 60-кратном размере. То есть всего-то судье надо было полтора ляма умножить на 60 и получить 90 миллионов. Согласитесь, совершенно несложная задачка, которую сегодня способны решить чуть ли не первоклассники. Однако почему-то для Билала сделали исключение (возможно, из-за его многочисленных орденов) и сумму взятки умножили всего на 35. При этом цифры “35” нет в Уголовном кодексе... Что, у судьи любимый футболист играет под 35-м номером? Другого здравого объяснения просто не находится...
Наконец, третий пример - спортивный функционер Каиргельды ЖАНПЕИСОВ. Его тоже взяли с поличным - он получил от своего подчиненного 5 миллионов тенге, хотя просил 10. Антикоррупционная служба вообще не увидела в этом деянии признаков взятки и предъявила бывшему директору дирекции штатных национальных команд и спортивного резерва обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями. В самом деле Жанпеисов дал команду перевести тренеру деньги, тот их обналичил и принес. Вот, как говорится, и вся недолга: ни хищения, ни взятки - только небольшое такое злоупотребление. Каково преступление - таково и наказание: штраф 4000 МРП (или чуть больше 9 миллионов тенге).
Подобных дел очень много, просто эти три эпизода случились за короткий период - поэтому и бросаются в глаза. Объединяет их не наличие у преступников госнаград и даже не полное раскаяние с безоговорочным признанием вины. Исход всех этих дел - от отсутствия адекватного наказания. То есть там, наверху, меняются руководители силовых органов, прокуратур, судов. Однако, похоже, неизменной остается уже сформировавшаяся система, задача которой - любой ценой (а лучше всего - со скидкой) увести от ответственности “большого” человека. Системе этой абсолютно фиолетово, кто возглавляет Верховный суд, кому досталось кресло генпрокурора, чья фамилия написана на дверях приемной Агентства по делам госслужбы. Эту “фиолетовость” отлично понимают не только перечисленные выше “герои”, но и другие “агашки” - те, кто прямо сейчас договаривается об откатах на тендерах, закупает заведомо плохие лекарства и стройматериалы, лишь бы сорвать свой куш, или распределяют деньги на новые кинофильмы и фестивали. Они не боятся ответственности потому, что знают: риск невелик. В самом крайнем случае судья присудит меньше меньшего. Главное - признать вину, покаяться, дать нужные показания (как это сейчас делают заклятые друзья Куандыка БИШИМБАЕВА) - и все будет хорошо!
В мире есть такое развлечение - рестлинг. Это, если кто не знает, шоу типа боев без правил. Вот только в отличие от последних рестлеры, среди которых немало известных чемпионов, бьют друг друга понарошку. Да, там тоже бывают травмы, неприятные падения и т. п. - но все же это обычное развлечение, причем, весьма популярное. Телезрители покупают трансляции за бешеные деньги, залы для проведения боев собирают не меньше болельщиков, чем наш любимый GGG или Хабиб НУРМАГОМЕДОВ, а организаторы утопают в прибыли... Вот и борьба с коррупцией в Казахстане все больше напоминает этот самый рестлинг: вычислили, задержали, доказали вину и... выпустили.
Для репутации мздоимца (если его это заботит), конечно, болезненно, для кармана - накладно (тут уж кому как). Но главное - не нужно топтать зону. В отличие от какого-нибудь мелкого клерка, попавшегося на “рахмете” в несколько тысяч тенге. Большому вору - большая мзда. А ломать кайф таким серьезным людям, как известно, чревато...
Господа Алик ШПЕКБАЕВ, Кайрат КОЖАМЖАРОВ и Жакып АСАНОВ, вы всерьез собрались лечить страну от коррупции понарошку?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото c интернет-ресурсов, Алматы