4822

Получите езды!

Что высветил сгоревший с людьми автобус в Актюбинской области

Новость об ужасной трагедии с заживо сгоревшими в автобусе 52 узбекскими рабочими, ехавшими в Россию, прошла не только в наших, но и в российских и европейских новостях. И... особого потрясения не вызвала - это вам не “Шарли Эбдо”.

Хотя число погибших и сама фабула события должны, казалось бы, потрясать. Ведь если бы, допустим, опытные террористы задумали погубить разом всех пассажиров двухэтажного автобуса, да так, чтобы никто не уцелел, им пришлось бы разрабатывать сложнейшую операцию, и то не факт, что вышел бы стопроцентный результат. А тут все как бы естественным путем...
Так, вообще-то, не бывает, скажете вы. Нет, бывает, и как раз “естественным” путем. Похоже, в салоне везли топливо, чтобы сэкономить на заправках на длинном пути, для разогрева автобуса (как теперь выясняется, включая обогрев его салона!) использовалась паяльная лампа. К тому же боковой выход, похоже, был завален взятыми в дальнюю дорогу баулами. Так оно было или как-то иначе, в любом случае налицо естественная картина максимально удешевленной перевозки безропотных людей, вынужденных искать заработок за тысячи километров от родины и своих семей.
В это же удешевление, похоже, входит и отсутствие лицензии на пассажирские перевозки, о чем сообщило Министерство по инвестициям и развитию. Почему именно МИР? А потому, что как раз в это министерство входит комитет по транспорту, которому полагалось бы отвечать за надежное функционирование перевозочных средств. Ну да ладно...
“Владелец автобуса Мехтиев Ордухан Сабироглы. Лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки: не получал (имеется вероятность работы по договору аренды)”, - говорится в сообщении пресс-службы министерства. И там же сообщается: обязательный тех­осмотр был пройден 17.08.2015 года, срок завершения - 17.02.2016 года. Автобус kassbohrer setra - 1989 года выпуска, то есть очень даже не новенький. Получается, этот “ветеран” катался по дорогам Казахстана без техосмотра уже без малого два года!
Насчет “катания” в сообщении МИР ничего не говорится, но, похоже, действительно катался, и весьма интенсивно. Во всяком случае, это тоже входит в условия окупаемости очень-очень удешевленных перевозок узбекских рабочих через весь Казахстан в Россию на сильно-сильно состарившемся чуде немецкой автобусной индустрии.
Кстати сказать, сама возможность этой трагедии под Иргизом появилась как раз вследствие успешной деятельности Министерства по инвестициям и развитию - дороги, по которой из Шымкента можно прямо попасть на запад Казахстана, еще недавно не существовало.
Помню, я некогда, переезжая на работу в Актюбинск из Алма-Аты, перегонял туда свой “запорожец”. Самый короткий путь был через Кзыл-Орду, но знающие люди отговорили: мол, на тамошнем бездорожье даже летом в хорошую погоду можно сгинуть. Пришлось ехать до Кустаная, а там от Жетыгары элементарно “по клеткам”, между полями с выходом в Россию. И только через Орск попасть в Актюбинск...
Теперь же - спасибо МИР (и КНР) - юг и запад Казахстана оказались напрямую связанными стратегической магистралью нового Шелкового пути. И хотя до освоения этого пути массовыми грузопотоками Китай - Европа еще далеко, узбекские гастарбайтеры, получается, его уже вполне освоили. Ведь о чем говорит тот факт, что автобус без лицензии на перевозки и без тех­осмотра, двигаясь не по обходным проселкам, а по международной стратегической автотрассе, спокойно миновал несколько районных, два областных центра и массу поселений с постами ГАИ? О том, что это какой-то уникальный, исключительный случай то ли с беспредельно глупыми, то ли с беспредельно отчаянными водителями (заодно с хозяином автобуса) и ничего подобного раньше не было и впредь не будет? Вряд ли.
Скорее, это говорит о наличии хорошо налаженной, постоянно действующей системы перевозок дешевой иностранной рабсилы, в “бизнес-смету” которых входят стандартные платежи ведомственным и полицейским контролерам на дорогах, что все равно дешевле заморочек с лицензиями и техосмотрами.
В самом деле, до сих пор как-то не приходилось натыкаться на сообщение: на таком-то километре стратегической трассы патруль дорожной полиции остановил поношенный автобус для элементарной проверки, обнаружив в нем чудовищные нарушения правил перевозок вкупе с пожарной безопасностью, отправил машину на штрафстоянку, а иностранных пассажиров - по домам. А ведь наверняка доблестные гайцы такие автобусы останавливают регулярно. И... закрывают на них глаза за небольшую мзду.
Вот что - в числе прочего - лежит в основе актюбинской трагедии. Плюс потрясающее бесправие узбекских “клиентов”, вынужденных мириться со своим не совсем человеческим положением.
Тут будет к месту напомнить: дороги Казахстана заполнены и отечественными пассажирами - из тех, кто победнее и проживает в небольших поселениях. Эти люди вынуждены проводить в междугородних автобусах многие часы, а то и сутки.
На сайте того же комитета по транспорту МИР можно узнать: из 6623 населенных пунктов с населением более ста человек регулярным автобусным сообщением охвачено 5629, или 85%. Внутренние перевозки осуществляются 848 перевозчиками на 254 маршрутах, международные - 73 перевозчиками на 134 маршрутах. Это не считая внутриобластных и городских, где 608 перевозчиков и 1769 маршрутов. Не худо бы проверить условия этих путешествий. Тем более что на сайте есть и такие интригующие данные: в республике функционируют 34 вокзала, из них 31 частный, в том числе четыре “не соответствуют требованиям”. И еще есть 138 автостанций, 100% - частные, из них 72 “не соответствуют …”. Логичен вопрос: насколько и в чем именно не соответствуют?
В помощь инстанциям: перечень аварийных инцидентов только последнего времени уже приведен в газете “Время” от 20 января в материале “Мафия бессмертна”, там же дана и предварительная оценка причин трагедии под Иргизом.
Для расследования обстоятельств трагедии в Узбекистане создана правительственная комиссия во главе с премьером, в Казахстане тоже - на уровне вице-министров, включая представителей МИР и МВД. Какой круг вопросов попытаются охватить наши комиссионеры? Сведется ли все к выяснению конкретных подробностей конкретно этого возгорания или раскроется и то, каким образом не имеющий права на передвижение, тем более на перевозку людей автобус оказался посередине Казахстана? Наконец, узнаем ли мы, насколько такой случай уникален или, наоборот, типичен?
Понимаем, сор из избы выносить непросто. Но что произошло, то произошло. А помимо человеческой трагедии это еще и удар по международному и инвестиционному имиджу Казахстана и отдельно - по имиджу нашей полиции. Ведь если на казахстанских стратегических дорогах возможно ТАКОЕ, то какой иностранный грузоотправитель или инвестор решится делать долгосрочную ставку на столь рискованную логистику?
И еще. Как можно рассчитывать на порядок на дорогах и авторитет полицейской службы, если негодный перевозчик смело отправляется в путь, не боясь встречи со стражами дорог?
В общем, сгоревший вместе с людьми автобус дьявольским факелом осветил весь казахстанский участок нового Шелкового пути и накопившиеся на нем проблемы. Впрочем, даже без разбирательства ясно: и инвестиционное, и дорожное законодательства у нас хорошие, вполне себе современные.
Но очевидно и другое: самые лучшие законы останутся никчемной бумажкой без должного их исполнения. А вот с этим у нас... сами знаете что.

Пётр СВОИК, фото с сайта nur.kz, Алматы

А тем временем

Проверка на дорогах

После жуткого случая с автобусом, сгоревшим в Актюбинской области вместе с 52 пассажирами, власти региона решили усилить проверку сферы транспортных пассажирских перевозок.

Соответствующее задание, как проинформировала общественность пресс-служба акима Актюбинской области, глава региона Бердыбек САПАРБАЕВ дал в минувшую субботу. Созвав рабочее заседание, он поручил госорганам усилить контроль на дорогах, а также проверить техническое состояние транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. Этим должны заняться специалисты из транспортной прокуратуры и инспекции, а также МПС.
“Надо проверить все наши автобусы, которые занимаются междугородними и международными перевозками”, - цитирует слова Сапарбаева пресс-служба.
Тем временем двое граждан Узбекистана 30-летний Ахрор ИСАКОВ и 38-летний Исроилджан МЫРЗАХМЕТОВ, выжившие в ЧП, уже отправились на свою родину. Вечером минувшей пятницы они улетели на борту военно-транспортного самолета ИЛ-76, куда также в качестве груза 200 погрузили тела погибших людей. Но прежде узбекистанцев и трех казахстанцев, также оказавшихся на больничной койке - Максата ПЕРНЕБЕКА, Нуржана КЫРГЫЗБАЕВА и Барата ТАНАТАРОВА, - опросил судья.
- Как мне разъяснили, это депонирование показаний. Его вел следственный судья, который приехал в больницу, - сообщил главный врач областной БСМП Рахымжан АРЫСТАН.
А в выходные оставшихся пациентов навестил аким Актюбинской области.
Тем временем следственные органы уже определились с основной версией пожара в автобусе. Это, по словам замминистра МВД Ерлана ТУРГУМБАЕВА, неосторожное обращение с огнем.
По его словам, эта версия подтверждается показаниями выживших. Они рассказали, что двигатель автомашины заглох, и в машине было холодно. Поэтому в автобусе использовалась как обогреватель паяльная лампа.
- Она работала более двух часов, естественно, газобензиновая смесь наполнила весь салон автомашины, и когда случайно была пролита емкость с бензином, вспыхнул пожар, который практически сразу, в течение пяти минут, унес жизни всех граждан, которые находились в автобусе, - заявил зам­министра МВД.

Антон МОЛДИН, Актобе

Поделиться
Класснуть