Как бардак вы назовёте...
В то время как в образовательной, пенсионной, медицинской сферах происходят бурные реформы, порой даже граничащие со здравым смыслом, в не менее проблемной отрасли страны - жилищно-коммунальном хозяйстве вкупе с системой управления многоквартирными домами (МЖД) процветает лишь кадровая чехарда. Только в отдельно взятом АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” при Министерстве по инвестициям и развитию за два года сменились четыре руководителя!
- Бакытжан Аманжолович, не потому ли в курируемой вами отрасли и нет никаких позитивных перемен? Складывается впечатление, что при частой смене руководства Казцентра ЖКХ нет даже преемственности, - обратились мы за комментарием к зампредседателя комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мининвестразвития г-ну КАЧАКОВУ.
- Не согласен с вами! Несмотря на смену руководства, на сегодняшний день благодаря этому центру отрасль ЖКХ обеспечена более 100 нормативными техническими документами, внедрена система проведения энергоаудита, обоснования инвестиций, технического обследования систем теплоснабжения. Их работники принимают участие в разработке госпрограмм, а также вносят свои предложения по совершенствованию сферы ЖКХ в уполномоченные государственные органы. Кроме того, Казцентр ЖКХ на сегодняшний день фактически является мостом между субъектами отрасли. Это и повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства в целях его модернизации и развития, и внедрение инновационных технологий в этой сфере, и определение оптимальной модели...
- Все-то вы складно говорите. Один из недавних председателей правления этого АО Марат САДУОВ, с которым мы тесно сотрудничали, тоже говорил нечто подобное, намеревался кардинально переформатировать систему ЖКХ, навести в ней порядок. Даже готовил с участием экспертов концепцию законопроекта о жилищных отношениях, которую обещали разместить для всеобщего обсуждения на сайтах Казцентра ЖКХ и МИРа. И где она? Ее уже забраковали?
- Концепция проекта закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” с 26 июля этого года была размещена на сайте министерства в разделе “законы” для публичного обсуждения и одобрена межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности 14 сентября 2017 года.
- Вице-министр по инвестициям и развитию Тимур ТОКТАБАЕВ, излагая в Минюсте 14 сентября этого года предложения по изменению жилищного законодательства, сообщил, что среди различных форм органов управления МЖД “вызывают особую обеспокоенность иные формы управления, куда входят производственные, потребительские кооперативы, ТОО, ИП, зачастую не имеющие прямого отношения к данной деятельности”. Он предложил разработать новую модель управления МЖД, согласно которой более 20 собственников помещений вправе создавать самостоятельное объединение исключительно для эффективного обслуживания их жизнедеятельности. Дальше слов дело не пошло?
- Почему же! В МИР создана рабочая группа по этому законопроекту, в состав которой входят представители не только самого министерства, Казцентра ЖКХ, но и банков второго уровня, Программы развития ООН в Казахстане, управляющих и сервисных организаций, ассоциаций КСК Астаны и Алматы, общественных организаций, то есть широкий круг экспертов в сфере жилищных отношений. Группа обсуждает механизмы взаимодействия всех субъектов жилищных отношений: органа управления, собственников квартир, субъектов сервисной деятельности, государственных органов. Конечно же, приоритет - выработка изменений и дополнений, направленных на защиту интересов именно собственников квартир. И новая модель управления МЖД предусматривает создание таких объединений, о которых вы говорите. Они будут заключать договоры с субъектами сервисной деятельности. При этом будет сведен к минимуму пресловутый человеческий фактор: при договорных отношениях функции управления и содержания переходят к субъекту сервисной деятельности, а объединение собственников квартир осуществляет только контроль.
- В мае этого года в интервью нашей газете мажилисмен Серик КУСАИНОВ говорил, что рассматривается опыт управления МЖД в российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске). А затем Казцентр ЖКХ провел “круглый стол” по обмену опытом со специалистами из Германии. Так чей же опыт вы собираетесь брать за основу?
- Безусловно, изучается мировой опыт управления многоквартирными домами, а не только России и Германии. Но копирование чьих-либо моделей исключено - необходимо учитывать опыт нашей страны. Пока мы придерживаемся двух основных принципов - это пообъектность (один дом - одно объединение) и ориентированность на защиту интересов собственников квартир.
- Кстати, пока вы анализируете опыт, разрабатываете концепцию, местные власти, устав ждать у моря погоды, похоже, решили взять инициативу в свои руки. Маслихат Алматы минувшей осенью утвердил новые правила содержания жилищного фонда, некоторые положения которых противоречат закону о жилищных отношениях. В частности, в правила введено понятие “старший по дому”, причем никак не оговорены его статус, зарплата, права и обязанности.
- Действительно, в жилищном законодательстве не предусмотрено понятие “старший по дому”. Есть руководитель и сотрудники органа управления объектом кондоминиума, оплата их труда составляет 25 процентов из средств, выделяемых собственниками на содержание общего имущества. Кроме этого, согласно Типовой форме договора управления объектом кондоминиума, утвержденного приказом министра нацэкономики от 20 марта 2015 года № 242, орган управления объектом кондоминиума имеет право заключать договоры с физическими и юридическими лицами на выполнение работ, услуг, выступать в роли заказчика и на конкурсной основе выбирать управляющую компанию (подрядчика) для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома.
- А еще алматинские депутаты внесли такое новшество: повестка собрания собственников помещений/квартир считается утвержденной, если за нее проголосовало больше половины собравшихся. Такой нормы в законе нет вообще. Чем же руководствоваться жильцам МЖД южной столицы на общем собрании - региональными правилами или законом, который выше их по статусу?
- В соответствии со статьей 10 закона о правовых актах по иерархии статус закона о жилищных отношениях и нормативных правовых приказов министров выше, чем нормативные правовые решения маслихатов. Поэтому в вопросах по содержанию объекта кондоминиума и определения правомочия при голосовании собственников квартир я советую руководствоваться жилищным законодательством и приказами министров.
- А как в Казахстане будет происходить одобренная в правительстве передача объектов ЖКХ (предприятий водо-, газо-, тепло- и электроснабжения населения) в концессию и зачем это нужно? - поинтересовались мы у Бакытжана Качакова.
- Сфера ЖКХ на сегодняшний день не является коммерчески привлекательной, что в первую очередь связано с тарифами на коммунальные услуги, уровень которых значительно влияет на инфляцию. В рамках исполнения поручения главы государства Министерством национальной экономики прорабатывается внедрение новой формы ГЧП - “программное ГЧП”. То есть все процедуры отбора частного партнера и реализации проектов ГЧП будут прописаны индивидуально в упрощенной форме для каждой сферы, в том числе и в сфере ЖКХ, избавив представителей бизнес-сообщества от разработки громоздких пакетов документации и прохождения многочисленных экспертиз и согласований.
Рабочей группой уже утвержден перечень местных проектов ГЧП в сфере ЖКХ. Он состоит из семи проектов по доверительному управлению, 17 концессионных проектов и 15 других видов ГЧП. Учитывая важное социальное и стратегическое значение объектов ЖКХ и опыт других стран, мы предлагаем внедрять ГЧП поэтапно с учетом всех возможных рисков и опыта развития коммунальной инфраструктуры.
На первом этапе объекты ЖКХ передаются в доверительное управление (контракт на управление) сроком на 3-5 лет. Целью этапа является оздоровление предприятий, улучшение менеджмента, оптимизация их инвестиционной программы, обеспечение выполнения прямых обязательств и достижения индикаторов эффективности. Параллельно на этом этапе осуществляется предварительная оценка инвестиционной привлекательности объектов.
На втором этапе объекты ЖКХ передаются в концессию сроком на 10-30 лет, цель которой - привлечение частных инвестиций для реконструкции и модернизации, привлечения энергоэффективных технологий.
Следующей стадией является непосредственная реализация регионами конкретных проектов.
Комментарий в тему
Борис ПАРСЕГОВ, председатель общественного совета при Министерстве финансов, долгое время работавший
в Агентстве по защите конкуренции и хорошо знающий работу Казцентра ЖКХ:
- Меняются люди - меняются интересы и позиции. Единой целостной схемы, что и как реорганизовывать в жилищно-коммунальном хозяйстве страны, сейчас нет. Что греха таить, есть чиновники, служба которых аффилирована с определенными бизнес-структурами, и они пытаются иногда провести решения, направленные на эти структуры.
Единственным акционером Казцентра ЖКХ является комитет по делам строительства и коммунального хозяйства. И там тоже периодически меняются председатели. До февраля нынешнего года этот комитет находился в введении Министерства национальной экономики. Его глава Тимур СУЛЕЙМЕНОВ намеревался реформировать систему ЖКХ, ведь он не понаслышке знает, что в России эта сфера - проблема номер один, почти как и у нас. Целый год он пытался понять, сориентироваться, в каком направлении нам идти, и тут вдруг профильный комитет передали в ведение МИРа.
И что после этого предложил Казцентр ЖКХ? Отказаться от КСК (кооперативы собственников квартир) и ввести ОСИ (объединения собственников имущества). А аббревиатуру ЖКХ сменить на ИЖК (инфраструктурно-жилищный комплекс). Но в Министерстве по инвестициям и развитию ее забраковали, ведь перемена названий не меняет сути проблем!
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы
Вместо P.S. Подведем итоги. Как бы клятвенно ни заверяли ответственные лица, что в стратегически важном комплексе, каким является ЖКХ & КСК, “все о, кей!”, там, очевидно, по-прежнему царит принцип “разделяй и властвуй”, что подтверждают не только многочисленные наши публикации, но и многих других СМИ. Когда же будет усовершенствовано законодательство о жилищных отношениях - темный лес. Вопреки утверждению г-на Качакова концепцию законопроекта на сайте МИРа найти невозможно, а на все мои просьбы помочь ее разыскать сотрудники ведомства отвечают… дружным молчанием. Так и получается, что человеческий фактор сейчас рулит не только в КСК.