Пытательная среда
С чьего указания в карагандинской колонии терзали осужденного?
В минувшем марте благодаря стараниям лагерных активистов в карагандинской колонии АК-159/7 погиб заключенный В. ЧУПИН. Шестерых участников жестоких пыток вычислили сразу. А на днях под стражу взяли оперативного сотрудника учреждения, который якобы дал им указание приструнить Чупина. Согласно показаниям арестантов с ними в одной лодке мог оказаться и бывший и. о. начальника колонии Баурбек ШОТАЕВ. Однако он чудесным образом всего лишь был переведен служить в другую колонию.
О ЧП в учреждении АК-159/7 наша газета уже рассказывала (см. “Зона молчания” и “Было дело…”, “Время” от 17.5 и 19.5.2017 г.). Но на тот момент еще не были известны детали инцидента. Тогда первый заместитель председателя КУИС МВД Бекболат ТУРЕМУРАТОВ лишь немного приоткрыл завесу тайны. Он подтвердил, что 19 марта в шахтинской горбольнице скончался доставленный туда из колонии заключенный. В официальном электронном письме Туремуратова называлась и причина гибели человека: “Драка на бытовой основе, повлекшая повреждения внутренних органов”. Теперь же с уверенностью можно говорить, что первый зампред КУИС ввел наших читателей в заблуждение. Потому что ни драки, ни бытовой ее основы не было. В действительности речь шла о диких пытках, из-за которых осужденный Чупин умер в мучениях. Впрочем, лукавости в этой истории еще воз и маленькая тележка.
Правда вскрылась совсем недавно, когда дело из управления собственной безопасности местного ДВД забрало к себе управление спецпрокуроров и под стражу внезапно угодил служивший в колонии оперативник Виталий ЗАРЕЦКИЙ. После того как суд санкционировал его арест, выступающая общественным защитником супруга Юлия ЗАРЕЦКАЯ решила обнародовать все, что ей известно. По ее мнению, мужа сделали крайним совершенно необоснованно: на его месте должен находиться иной человек.
- В начале марта осужденный Чупин оскорбил учительницу английского языка. Она заменяла приболевшую коллегу и не была уведомлена об особенностях поведения при контингенте осужденных. Нечаянно исказила фамилию Чупина и нарвалась на грубую ответную реакцию, - рассказывает Юлия. - Чуть позже учительница пожаловалась на обидчика директору школы. А директор приходилась родственницей и. о. начальника колонии Баурбека Шотаева. Мы полагаем, что после жалобы педагогов именно он отдал распоряжение наказать Чупина. И это подтверждает участвовавший в пытках осужденный Тимур КИРБАЕВ. В своих показаниях он процитировал указание начальника: “Забери его (Чупина. - И. М.) и покажи ему, что у него в штанах”.
Имевший несколько ходок в места не столь отдаленные, Кирбаев являлся так называемым активистом - человеком, сотрудничающим с администрацией учреждения. Вместе с приближенными К. ЖАРАСБАЕВЫМ, Н. ТЮКОВЫМ, Д. КРУШИНСКИМ, Е. ФЛОТСКИМ и М. КОВАЛЕМ он содержался во втором отряде. Туда 9 или 10 марта из четвертого отряда перевели Чупина. А 11 марта, согласно материалам дела, новичок подвергся экзекуции. Чупина били палками по пяткам, прикладывали к его телу оголенные электрические провода, накрывали лицо мокрой половой тряпкой и заставляли держать голову под струей из крана умывальника до тех пор, пока он не начинал задыхаться. В довершение всего Кирбаев натянул на пластиковую ручку веника презерватив и ввел ее в задний проход жертвы. Пробил насквозь прямую кишку…
Как вы думаете, сколько дней может прожить человек с диагнозом каловый перитонит? В медицинских справочниках указано, что уже на третьи-четвертые сутки спасти больного будет затруднительно даже при проведении необходимых хирургических манипуляций. Потому что воспаляются органы брюшной полости и начинается заражение крови. При этом пациент испытывает сильнейшие кинжальные боли, его тошнит и лихорадит от повышенной температуры. Свободно передвигаться при таких симптомах он тоже вряд ли сможет. Но в учреждении АК-159/7 состояние несчастного Чупина никого не беспокоило аж до 19 марта!
- Даже дата происшествия вызывает большие сомнения. Трудно поверить, что после получения такой серьезной травмы Чупин вел себя как ни в чем не бывало. Он же должен был посещать ежедневные построения, ходить в столовую, - отмечает Юлия Зарецкая. - Однако он даже в медсанчасть не обращался ни разу! Получается, восемь дней пролежал в отряде. А когда ему стало совсем плохо, его решили вывезти в шахтинскую горбольницу. Но было уже слишком поздно. При этом судмедэксперты в своем заключении описали все симптомы, которые испытывает человек при таком заболевании. Только хитро так отметили, что получение травмы в указанный срок, то есть 11 марта, не исключается.
Углубленно изучать материалы дела Юлию заставил неожиданный поворот расследования, когда ее муж из свидетелей вдруг превратился в подозреваемого, на которого теперь вешают организацию преступления.
- Виталий был простым оперативником. Он даже не курировал ни второй, ни четвертый отряд. Отвечал только за пятый и седьмой. И Чупина даже в лицо не знал, о его переводе понятия не имел. Его в день перевода Чупина в другой отряд даже на работе не было. К тому же решение таких вопросов не входит в его компетенцию. Перевод из отряда в отряд возможен только с ведома начальника колонии, - уверяет Юлия Зарецкая. - А статус подозреваемого муж приобрел только потому, что в день, когда случились пытки, он заступил на дежурство. И на основании сомнительных показаний осужденного Кирбаева. Тот сначала в ходе очной ставки, которая проводилась без адвоката, указал, что Виталий попросил его проучить Чупина. А затем забрал свои слова обратно и стал утверждать, что отмашку на пытки в действительности дал Баурбек Шотаев. Тем не менее Шотаев, хотя и является подозреваемым, продолжает находиться на воле и работать. После скандала его просто понизили в должности и перевели в соседнее учреждение, где отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов. Там он трудится заместителем дежурного помощника начальника колонии.
Несмотря на столь странные обстоятельства, на днях суд санкционировал арест в отношении Виталия Зарецкого. Просьба защитников оставить его на свободе под залог квартиры стоимостью 3 миллиона тенге была отклонена.
- Минувшим летом следственным судьям расширили полномочия, теперь они могут изучать материалы и давать оценку собранным следствием доказательствам, прежде чем выносить санкцию. В нашем случае ничего подобного не было, - говорит адвокат оперативника Рашид ЕФИЗОВ. - Да, приводились доводы о том, что Зарецкий может сбежать или оказать давление на свидетелей. Но ведь они должны быть чем-то подкреплены, а не просто озвучены! В апелляционной инстанции, где мы пытались обжаловать санкцию, нас тоже не услышали. Причем в прямом смысле. О залоге мы речь уже не вели, просили домашний арест. А судья в своем постановлении о нем даже не упомянул и вновь отказал нам в прошении о залоге.
Напоследок отметим, что громкие скандалы в системе карагандинского департамента уголовно-исполнительной системы самым загадочным образом не затрагивают руководящий состав надзирателей. Так повелось, что бастыки выходят сухими из воды или отделываются лишь дисциплинарными взысканиями. А на нары за любое ЧП отправляются простые опера. Так было в истории о любовной связи заключенных в карагандинском СИЗО АК-159/1, которым надзиратели несколько раз устраивали незаконные амурные свидания
(см. “Криминальный интим”, “Время” от 5.4.2017 г.). Сложно поверить, что в нашпигованном камерами изоляторе при куче сотрудников один-единственный оперативник Владимир АНДРУШКЕВИЧ смог стать “свахой” и не был остановлен коллегами. Но сел он все же в гордом одиночестве. Или вспомним случай, когда по заявлению мотавшего срок бывшего главного таможенника и экс-министра МВД Серика БАЙМАГАНБЕТОВА за решетку упекли оперативника долинской колонии АК-159/6 Руслана ПОПОВЬЯНА. Будто бы он один во всем учреждении оказался настолько храбр, что силой и моральным давлением пытался заставить высокопоставленного сидельца письменно отказаться от соблюдения воровских традиций (см. “Свободен и отомщен”, “Время” от 15.9.
2015 г.). А теперь список попавших под раздачу оперов может пополнить и Виталий Зарецкий. Если, конечно, его вину сумеют доказать. Мы будем держать читателей в курсе последующих событий.
Ирина МОСКОВКА, фото из семейного архива семьи ЗАРЕЦКИХ, Караганда.