2953

Налоговый рай?

Налогоплательщиков, добросовестно исполняющих свои обязательства, ждут существенные преференции в виде отмены проверок и прочих неприятных неожиданностей. Об этом в ходе прошедшего на днях в Алматы семинара по проекту нового Налогового кодекса сообщил глава комитета госдоходов Минфина Ардак ТЕНГЕБАЕВ (на снимке).

Министерство нацэкономики разработало проект нового Кодекса “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, который в настоящее время активно обсуждается с бизнес-сообществом. Документ предусматривает большое количество изменений, касающихся финансового и реального секторов, налогового администрирования, недропользования, свободных экономических зон и т. д.
По информации представителей КГД, идеология нового кодекса предполагает трактовку любых неясностей и неточностей в пользу налогоплательщика, а также отмену штрафов и пени, если налоговики неправильно разъясняют положения документа. Кроме того, будет усилено требование к обоснованности доначислений, то есть если налоговый орган доначислил какие-то суммы, он должен будет четко объяснить, откуда что взялось. Что еще очень важно: предлагается запретить вносить в кодекс многочисленные изменения, которые бухгалтеры и юристы просто не успевают отслеживать.
Если рассматривать грядущие изменения в разрезе секторов и отраслей, то для налогоплательщиков МСБ и агропромышленного комплекса сохранятся все действующие специальные режимы (патент, упрощенная декларация, единый земельный налог, режим сельхозпроизводителя), правда, с некоторыми корректировками. Например, по “упрощенке” будут установлены единые критерии для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а по патенту - снижена ставка с двух до одного процента.
Для плательщиков единого земельного налога отменяется социальный налог за главу, членов и работников крестьянских и фермерских хозяйств, а также снимается ограничение на осуществление прочих видов деятельности. А с 2020 года планируется изменить объект обложения - с оценочной стоимости земли на полученный доход (без вычетов).
Новый режим для сельхозпроизводителя предполагает и отмену льготы по снижению налога на добавленную стоимость (НДС) на 70 процентов, поскольку она противоречит требованиям Всемирной торговой организации. А в связи с отменой этой льготы будет снято ограничение по применению специального налогового режима аффилированными лицами.
Кроме того, планируется введение режима фиксированного вычета, выгодного тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. То есть облагаться налогами будут не сами обороты, а разница между доходами и расходами.
Что касается финансового сектора, то в этой части планируется отмена для физлиц уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) с суммы прощенных задолженностей (например, при списании банковского кредита). Кроме того, предлагается вести налогообложение коллектора по факту, то есть облагать налогом дисконт коллектора после отработки актива, а не до, как сейчас. Наряду с этим законопроект предусматривает изменение порядка обложения ИПН накопительного страхования: “Предлагается перенести освобождение от ИПН на страховые выплаты”, - говорится в презентационных документах. Помимо этого разработчики нового Налогового кодекса считают необходимым снизить ставку корпоративного подоходного налога (КПН) с 20 до 18 процентов на первый год для эмитентов, впервые публично разместивших свои акции на фондовой бирже.
Нововведения затронут и налоговое администрирование. Тут налогоплательщиков должно порадовать сохранение порога НДС на уровне 30 000 МРП (ранее планировалось к 2020 году снизить планку до 15 000 МРП). Бурю эмоций, естественно, положительных, вызвала у участников семинара и информация о том, что срок исковой давности будет сокращен до трех лет. Правда, касается это только МСБ, а вот для крупных налогоплательщиков и недропользователей сохранится пятилетний срок исковой давности.
- Мы предлагаем перейти к риск-ориентированной системе налогового администрирования, - отметил председатель КГД Ардак Тенгебаев. - То есть всех налогоплательщиков мы будем предлагать ранжировать по трем категориям: с высокой степенью риска, со средней и низкой. Соответственно, к налогоплательщикам с высокой степенью риска будут применять все меры налогового администрирования, все меры налогового контроля. И эти меры будут применяться практически незамедлительно при выявлении нарушений. То есть весь спектр возможностей, предусмотренных Налоговым кодексом, будет применяться.
К налогоплательщикам со средней степенью риска - по нашим расчетам, их большинство, порядка 85 процентов - мы будем применять более лояльные методы. То есть мы больше с ними будем работать по разъяснению. Будем не уведомления давать, которые обязательны для исполнения, а извещения для самостоятельного и добровольного исполнения налогов и иных обязательных платежей в бюджет. И будут стандартные меры по взиманию налоговой задолженности: если налогоплательщик не платит налоги добровольно, мы можем применить принудительное взыскание через арест счетов, выставление кассовых распоряжений и т. д.
- А вот к налогоплательщикам “зеленой зоны”, с низкой степенью риска, которые добросовестно платят налоги, мы предлагаем применять меры контроля только в случае крайней необходимости. В отношении них не будем производить проверки. И даже при наличии задолженности дадим им какое-то время, чтобы они без ареста счетов, выставления кассовых услуг могли самостоятельно исполнить свои налоговые обязательства, - пояснил глава КГД.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть