3748

Свет и тени Семея

Наш корреспондент проверил, выполнил ли аким Восточного Казахстана свое обещание до неузнаваемости изменить этот город

В Астане минувшей весной Даниал АХМЕТОВ заявил журналистам: “Семей вы не узнаете, заверяю вас, в течение короткого времени! Приезжайте в сентябре - вы увидите, как изменится набережная. В ближайшее время изменится центральная площадь и многое другое”. И вот октябрь уже наступил, и самое время узнать, удалось ли властям превратить старый Семипалатинск в современный Семей.

На протяжении многих лет рейтинг самых болезненных и застарелых проблем семейского Прииртышья возглавляли плохие дороги. Причем в некоторых районах города дороги были настолько ужасающими, что пассажироперевозчики неоднократно устраивали забастовки. Дошло до того, что автопарки укорачивали маршруты общественного транспорта. Однако сейчас даже неисправимые скептики признают: семейские дороги изменились в лучшую сторону, особенно в центре города.
В этом году на их ремонт выделили по местным меркам рекорд­ную сумму - более 1 млрд. тенге. Это почти на 80 процентов больше, чем в прошлом. На 200 “лимонов” провели текущий ремонт 70 улиц, а основная сумма - около 950 млн. тенге - пошла на средний ремонт восьми улиц в центральной части. Уложено в общей сложности 23 км асфальта.
- Когда такое было в Семее? - вопросил Даниал Ахметов на недавнем совещании в городском акимате и сам же ответил: - Такого никогда не было!
Более того, коммунальщики утверждают, что впервые в этом городе средний ремонт на восьми улицах был проведен по новейшей технологии, несколько лет назад опробованной в Европе!
Под новейший каток попал и проспект Шакарима на правобережье: здесь уложен ультрасовременный щебеночно-мастичный асфальтобетон. Дорожное полотно почти черное и абсолютно ровное. Машина едет неслышно, мягко - одно удовольствие! Оказывается, такой асфальтобетон еще и шум поглощает. Но невооруженным глазом видно: поверхность шершавая, пористая, как губка.

- Это-то и смущает, - признается автолюбитель с солидным стажем Олег ПЕТРУШИН. - В щели попадет вода, начнет замерзать, и не исключено, что будет разрушать асфальт. Весной увидим, что останется от наших супер-пупер дорог…
Замруководителя городского отдела пассажирского транспорта и автодорог Нурлан СЕРГАЗИНОВ парирует: не спешите с выводами, так задумано!
- Вот эта шероховатость отличительная особенность новой технологии, - поясняет он. - Дождик пройдет, и на обычном слишком гладком асфальте уже скользко. А шершавый обеспечивает нормальное устойчивое торможение. На него мало влияют природные климатические условия. Он более долговечный, износостойкий. Если на обычном асфальте уже на следующий год появляются трещины и ямы, то здесь первый ремонт через 3-4 года…
Что ж, уже есть повод для новой инспекции! Впрочем, не будем торопить события.
-Но чем дальше от центра, тем хуже дорожное полотно, - констатирует между тем Олег Петрушин. - А ведь маленькие улицы водители часто используют как объездные. Раньше хоть заплаточки там делали. Сейчас вообще ничего!
Не устраивает качество дорог и жителей левобережья.
- Да, мы радуемся: перед гостями города не стыдно уже, есть что показать! - отмечает семейчанка Жазира. - Но посмотрите на въезды в Семей на левом берегу: со стороны Усть-Каменогорска - все серо и уныло, дорога разбита. У мясокомбината ямы. По многострадальной дороге на Бобровку не проехать!.. Хотя и на правом берегу со стороны Павлодара дорога не лучше...

Когда же и до этих обветшавших дорог дойдут передовые технологии? По словам Сергазинова, готова документация на проведение в следующем году среднего ремонта с укладкой современного асфальтобетона еще на девяти улицах протяженностью 25 км. В их перечне есть и основные болевые точки левобережья.
При этом замглавы профильного горотдела подчеркивает: на ремонт дорог могут рассчитывать жители только тех улиц, где большая интенсивность автодвижения, ходит общественный транспорт.
- Те моменты, на которые жаловались перевозчики, мы учли. На проблемных участках проведен текущий ремонт. Продолжаем ямочный. Надеюсь, что до следующего года все будет нормально, - заключил Нурлан Сергазинов.
А как справляются перевозчики со своими обязательствами? В выходные дни на остановках в центре города много мам с детьми - они долго не могут уехать домой после прогулки по главной площади города и набережной. В их числе подруги Елена и Айгуль с детьми.
- Время движения автобусов не соблюдается. Совсем! Официально время движения общественного транспорта продлили до 21.00-22.00. Но сколько раз мы пробовали вечером уехать на автобусе - бесполезно! Приходилось ловить такси! - возмущается Айгуль.
- Большие автобусы очень плохо ходят - маршруты № 33, 13, 11. Микроавтобусы легче дождаться. Но перегруз страшный, и кондукторы сильно грубят! - сетует Елена.
А теперь взглянем на Семей в целом. Стал ли он за последнее время краше и более ухоженным? Многие опрошенные нами горожане на этот вопрос ответили утвердительно. Нынче на благоустройство и озеленение города было выделено тоже немало - 1,334 млрд. тенге, втрое больше, чем в прошлом году! Семейчане заметили: стало больше цветников, разбиты новые газоны, причем это касается и районов, отдаленных от центра. Еще весной коммунальщики приступили к ремонту и благоустройству сразу аж восьми объектов, включая, разу­меется, центральную площадь и набережную. Куда ж без них-то?! Именно на этих двух пятачках аким Восточного Казахстана Ахметов не раз распекал местных чиновников за равнодушие и головотяпство.
Две недели назад во время рабочей поездки в Семей главы области руководитель городского отдела ЖКХ и благо­устройства Марат АЛЁНОВ заверил Даниала Кенжетаевича: работы на объектах будут завершены до 30 сентября. Но срок прошел, а объекты так и не сданы. Так, в воскресенье, 1 октября, на набережной, ставшей любимым местом семейного отдыха, неподалеку от родителей с детьми активно крутился бульдозер, и вовсю кипела работа…
Реконструкция набережной продолжается третий год. За это время удалось волшебным образом преобразить практически всю территорию. Вместо вздувшегося, потрескавшегося асфальта фигурно уложенная тротуарная плитка. Красная и зеленая. На этих цветах в свое время настаивал противник серости в городской архитектуре Даниал Ахметов. Ажурные чугунные решетки, кованые лавочки и витые фонари придали старой семипалатинской набережной европейский шик. Правда, остался объемный пласт работы по благоустройству территории вокруг каскадного фонтана и множество мелких недоделок. Рабочие считают, что справятся только... в ноябре!
В долгострой превратилась и центральная площадь. Ее благоустройство с прилегающими пешеходными зонами завершено. Уложено больше 8000 “квадратов” цветной брусчатки, установлено полсотни фонарных столбов, обновлены газоны, посажены новые елочки вместо засохших. На это ушло 268,8 млн. тенге. Но вот вокруг старого фонтана на площади все перерыто. Работы непочатый край. Коммунальщики обещают завершить ремонт одряхлевшего водомета (это еще 76 “лимонов” из бюджета) в наступившем октябре.
Однако горожан интересует даже не то, успеют подрядчики закончить эти работы к назначенному сроку или нет. Стоит сделать шаг в сторону от благоустраиваемых мест - и ты уже на разбитой дороге, которую давно не ровнял грейдер и где последний фонарь погас лет 15 назад. Дети привыкли в полной темноте идти в школу. Разбитые тротуары или полное их отсутствие - вот, увы, пока еще типичная реальность Семея. И это в центральной части города. Что же говорить об окраинах и дачных массивах, куда массово переселялись сельчане? И пока накануне своего 300-летия Семей-Семипалатинск постепенно - вопреки воли областного акима! - превращается в город контрас­тов, его жители все равно продолжают упорно мечтать о том, что когда-нибудь и на их улице будет праздник...

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Между прочим

Первым делом - безопасность

Оборудование в Центре ядерной медицины (ЦЯМ) Семея будут менять из-за его несоответствия нормам безопасности, сообщила пресс-служба акима Восточно-Казахстанской области.

“Как выяснилось в ходе проверок, емкости, предназначенные для хранения радиоактивных отходов, были изготовлены на одном из предприятий Шымкента, хотя согласно проекту их должны были приобрести в Германии, - говорится в сообщении. - Более того, монтаж проводила подрядная организация, которая не имела лицензии для работы с радиоактивными веществами”.
- Лицензия должна быть в обязательном порядке! Но никто это не проверил. Оборудование не соответствует требованиям, и, безу­словно, мы его будем менять, поскольку безопасность людей стоит на первом месте, - подчеркнул аким Даниал АХМЕТОВ в ходе посещения ЦЯМ во время недавней рабочей поездки в Семей.
По поручению главы региона проработано несколько путей решения проблемы, которые в дальнейшем позволят выйти из этой сложной ситуации.
Напомним, строительство ЦЯМ в Семее было начато в 2012 году и должно было завершиться в декабре 2013-го. Однако затем срок ввода в эксплуатацию перенесли на 2015 год, и объект, на возведение которого и монтаж оборудования было выделено 6 млрд. тенге, превратился в долгострой. В марте этого года по факту хищения при строительстве ЦЯМ бюджетных средств на 500 млн. тенге были осуждены несколько должностных лиц.
КазТАГ

Поделиться
Класснуть