Кому оброк будет впрок?
Астанчан не перестают удивлять оригинальные предложения городских властей. В пятницу вечером жители столицы обрадовались было новости о том, что в городе могут ввести бесплатный проезд в общественном транспорте. Но не тут-то было! В обмен на такую халяву всем горожанам, включая и тех, кто не пользуется автобусами, предлагают приплюсовать к ежемесячной оплате коммунальных услуг еще почти 3900 тенге. Эти взносы якобы пойдут на развитие транспортной системы и столичной инфраструктуры.
Дело было вечером. На слушаниях в городском филиале партии “Нур Отан” с участием акима Асета ИСЕКЕШЕВА (на снимке) обсуждали проблему модернизации транспортного комплекса столицы. Как сообщил столичный градоначальник, у акимата имеется три модели дальнейшего развития транспортной системы.
- Субсидирование тарифов, рост тарифов и третий вариант - таллинский вариант - бесплатный общественный транспорт для всех жителей города. Вводится типа сбор - это не налоговый сбор, это как коммунальная услуга - за развитие системы общественного транспорта, который идет на финансирование этой системы, - заявил Исекешев.
Идею о так называемом “таллинском сборе” выдвинула компания “Астана LRT”, ответственная за развитие транспортной системы столицы. Сразу оговоримся: пока это только предложение, которое, по заверению акимата, будет тщательно рассматриваться на заседаниях рабочей группы и обсуждаться с общественностью. Суть таллинской модели следующая: в квитанцию об оплате коммунальных услуг включают отдельную графу “Развитие города” со сбором с граждан 1,7 месячного расчетного показателя, что на сегодня составляет 3857,3 тенге. В скобках заметим: МРП каждый год с учетом инфляции растет, а это значит, что сбор за “бесплатный” проезд в общественном транспорте будет увеличиваться пропорционально. Если собственник недвижимости имеет право на льготный проезд, то его это никак не затронет. Однако если льготник прописан у детей или родственников, тогда “данью” обложат собственника квартиры. Проект подразумевает, что бесплатно смогут кататься как жители города, так и его гости.
“А если я не пользуюсь общественным транспортом, а езжу на такси или личном авто, мне тоже ежемесячно придется отстегивать 1,7 МРП?” - спросите вы. Еще как придется! По крайней мере, так считают в “Астана LRT”. И вот как аргументируют такое решение:
- Есть и такие, кто вообще не пользуется общественным транспортом. Здесь хотели бы отметить, что сегодня большинство из нас платит за использование лифта или за вывоз мусора, а ведь когда-то и этого не требовалось. Более того, как вы знаете, в городе уже внедрены специальные автобусные линии, которым отдается преимущество, и они беспрепятственно преодолевают заторы. Также рассматриваются разные проекты по внедрению платного парковочного пространства, платного въезда для легковых машин и так далее. То есть уже в ближайшем будущем велосипеды и общественный транспорт будут самыми удобными и быстрыми средствами передвижения.
Логика, как видим, железная! Свою непопулярную идею в компании объясняют финансовыми проблемами, в частности - трудностями с выдачей государственных субсидий автобусным паркам, а также наличием теневого рынка (когда кондукторы не выдают билеты пассажирам), что затрудняет отслеживание пассажиропотока. Но самая острая проблема - набранные компанией “Астана LRT” под гарантии столичной мэрии кредиты на покупку 568 автобусов. В 2014 году 107 миллионов евро и еще 65 “евролимонов” в 2016-м. Компания надеялась, что автопарки будут покрывать кредиты, зарабатывая на новых автобусах. Однако не срослось...
- Перевозчики показывают нулевую прибыль, и нагрузка по обслуживанию кредитов лежит на “Астана LRT” и акимате, то есть на государстве, - сетуют в компании.
И вот “Астана LRT” нашла выход - справедливый (в смысле - одинаковый для всех) транспортный оброк. Кстати, собранные средства предприятие хочет направлять не только на обеспечение бесплатного проезда, но и на облагораживание парков и прочих мест большого скопления людей, развитие инфраструктуры, системы уличного освещения, создание новых аллей, скверов, мини-парков, свободного Wi-Fi по всему городу. Акимат пока что не торопится “заворачивать” данное предложение. В числе его аргументов “ЗА” - забота о социально уязвимых слоях населения.
- Семья, которая социально уязвима, сейчас платит 30-40 тысяч тенге в месяц (за проезд в общественном транспорте. - Л. Т.). То есть наши уязвимые слои населения вместо 30 тысяч тенге будут платить три тысячи. Мы с вами будем ездить на машинах, но тоже будем платить три тысячи. Тут дело больше не о благотворительности, а о том, что мы с вами тоже платим за улучшение системы общественного транспорта, содержание парковок и так далее. Вопрос тонкий, непростой. Решение не принято, мы обсуждаем, - дипломатично подчеркнул Исекешев.
Вместе с тем у Асета Орентаевича есть свои идеи, как оптимизировать работу городского транспорта. Одна из них - проект “Bus километр”, когда государство нанимает автопарки для оказания качественных услуг населению и платит им независимо от того, сколько пассажиров они перевозят.
- Речь идет о том, какую модель выбрать. Сейчас восемь автопарков берут маршруты, водители ездят на скорости, чтобы побольше собрать пассажиров, заработать денег. Мы также знаем, что там есть теневой элемент. “Bus километр” - мы считаем, что это самая эффективная модель. То есть не надо теперь гоняться, оскорблять. Именно теперь ты должен не оскорблять, не материться - мы тебе за это платим. Эта система хорошая, мы к ней переходим. Год работали с МИР (Министерство инвестиций и развития. - Л. Т.), меняли законодательную базу, - сообщил аким.
Но проблемы с госсубсидиями эта модель не решает. По словам Исекешева, ежегодно в общественный транспорт с учетом увеличения стоимости ГСМ приходится все больше вкладывать средств.
- При стоимости 90 тенге за билет нам нужно будет субсидировать, грубо говоря, 40 миллиардов тенге. Если поднимем до 150 тенге, сумма уменьшается - 30 миллиардов. До 300 тенге поднимаем - уходим практически от субсидирования, - подсчитывал вслух градоначальник.
Таким образом, у акимата и “Астана LRT” на данный момент есть три варианта решения проблемы с общественным транспортом - “Bus километр”, повышение тарифов за проезд и поквартирный “автобусный” сбор.
Наш корреспондент расспросил у экспертов, насколько вообще состоятельна идея о взимании платы за проезд и развитие города. Президент Национальной лиги потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ уверена: инициаторы идеи о “бесплатном” проезде давно не заглядывали в закон “О защите прав потребителей”, который гласит: никто не имеет права навязывать гражданам то, в чем они не нуждаются.
- Это антиконституционно! И мы ни в коем случае этого не допустим! Это еще и нарушение Гражданского кодекса. Никому не дано права налагать на собственников квартир какие-либо обязательства, в которых они не нуждаются. Развитие городской инфраструктуры - это забота, обязанность государства! Граждане платят налоги и являются слабой стороной по договору. Мы содержим государство, и оно обязано о нас заботиться! - отрезала Романовская.
Крайне сомнительным считает принудительное взыскание транспортного тарифа с горожан адвокат Джохар УТЕБЕКОВ.
- Сейчас в законе я не вижу механизмов, которые позволяли бы местным органам в Астане решить это в одностороннем порядке. Могут, конечно, внести поправки в закон “О транспорте” или “Об особом статусе Астаны”. Пользование общественным транспортом к коммунальным услугам вообще-то не относится! И навязать его потребителям невозможно в рамках действующего законодательства. По сути, нарушается право собственности. Если человек, скажем, не хочет пользоваться домашним телефоном - он его может отключить. А тут вы не будете пользоваться общественным транспортом, и все равно должны за него платить? - недоумевает Утебеков.
Мажилисмен Магеррам МАГЕРРАМОВ тоже скептически оценивает реальную пользу от предложения “Астана LRT”. По его мнению, новшество никак не разгрузит транспортную сеть - никто не откажется от личного автомобиля. А “забота” о социально уязвимых слоях населения, у которых якобы снизятся расходы на проезд в общественном транспорте, - палка о двух концах.
- Далеко не все малообеспеченные граждане пользуются автобусами - кто-то рядом с работой живет, а может, человек с друзьями доезжает до работы. Для простых людей ежемесячная плата в 3800 - большая нагрузка! К тому же она ежегодно будет расти (вместе с ростом МРТ. - Л. Т.), - отмечает депутат.
В пух и прах раскритиковал обсуждаемую идею директор центра прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ. По его словам, данное предложение юридически незаконно и экономически не взвешенно. Это навязывание услуг, которое запрещено гражданским законодательством, подчеркивает экономист.
- Если “Астана LRT” сумеет это “продавить”, невзирая на мнение экономистов, экспертов, гражданского общества, то это будет дно! Экономически - полная бессмыслица! По сути, они предлагают ввести дополнительный налог на недвижимость в Астане. У директора “Астана LRT” девственно наивное представление о бюджетной системе, об экономике страны. Она полагает, что это все должно финансироваться горожанами за счет налогов. Но она путает природу налогов со своими доходами! Сегодня в компании квазигосударственного сектора приходит руководить непуганая молодежь, которая всю жизнь росла в тепличных условиях нацкомпаний и пороху не нюхала. А сейчас они выходят “в поле” и предлагают: а давайте-ка мы соберем с людей эти деньги! - искренне возмущается эксперт.
Расставить, так сказать, все точки над “i” на вчерашней пресс-конференции попытался глава управления пассажирского транспорта Астаны Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ.
- Очень хорошо, что наши горожане и те, кто заинтересован в развитии города, дали свою оценку. Уверяем, что позиция (Астана LRT. - Л. Т.) не выносилась на заседание акимата, не проходила экспертизу в профильных учреждениях акимата. Мы предложили вначале проработать и услышать замечания, - заявил главный транспортник столицы.
И многозначительно продолжил:
- То, что сейчас было озвучено - 3800 тенге, - пока это условные цифры, за которые цепляться не стоит. Мы сейчас перепроверяем все расчеты. Это расчеты “Астана LRT”. Нам было дано поручение посмотреть, изучить финансовую модель и цифры. Сейчас рабочая группа над этим работает.
В общем, присутствовавшие в СЦК журналисты вынесли из общения с главным транспортником столицы главное: “ Астана LRT” - отличная компания. От других. И платить за это “отличие” придется всем. Сколько? С этим в мэрии определятся до конца года.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
А тем временем
С козырной картой на руках
Вчера в Алматы открыли новый центр обслуживания пассажиров общественного транспорта “Оңай!”. Здесь можно перевыпустить льготную карту, купить проездной или обычный электронный билет, пополнить баланс - в общем, решить практически все проблемы, связанные с транспортной картой.
Новый центр обслуживания расположился на первом этаже торгового центра возле железнодорожного вокзала Алматы-2. Работать он будет с десяти утра до семи вечера. В акимате считают, что это место станет удобным для алматинцев, живущих в этой части города. Внешне зал напоминает обычные ЦОНы - здесь будут работать операторы, менеджеры и кассиры. Обещают, что долго ждать своей очереди не придется: например, на перевыпуск льготной карты в среднем будет уходить 15-20 минут. В Алматы до этого работал один центр обслуживания “Оңай!”, но после 1 августа с введением дифтарифа количество обращений в него резко увеличилось - за два месяца сюда пришли почти 14 тысяч человек, и почти все они хотели восстановить льготные карты.
В ТОО “Транспортный холдинг Алматы” считают, что в день два центра будут обслуживать порядка 900 человек.
- Если раньше людям было все равно, как платить - картой или наличными, то после введения дифтарифа они озаботились тем, чтобы у них была карта “Оңай!”, - сказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут ИСАХОВ.
- Сколько денег по-прежнему остается в тени?
- Мы считаем, что от 10 до 20 процентов максимум, - ответил Исахов. - Раньше эта цифра доходила до 70 процентов. В основном речь идет о тех случаях, когда водители не выдают официальные билеты тем пассажирам, которые платят наличными. Мы, конечно, хотим и здесь навести порядок. Сейчас решаем вопрос о том, чтобы снова отдать контрольно-ревизионную службу в одни руки (сейчас многие перевозчики осуществляют контроль самостоятельно. - О. А.). В ближайшие дни мы с перевозчиками будем решать, кто этим будет заниматься. Вариантов пока несколько: это может быть “Алматыэлектротранс”, “Транспортный холдинг Алматы” или городская Ассоциация перевозчиков.
- Как вы относитесь к идее “Астана LRT”, предложившей ввести сбор за проезд в общественном транспорте?
- Это не новая идея, она, конечно, имеет право на жизнь, и мы знали о таком опыте. Но мне трудно давать оценку. Ведь (в случае введения такого всеобщего сбора. - О. А.) платить должны все, даже те, кто не пользуется общественным транспортом. Будут ли они с этим согласны - вот в чем вопрос. Мы не обсуждали подобную инициативу, надо более подробно ее изучить, и только после этого можно будет давать оценку.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы