2978

Копали и будут рыть

Алматы этим летом подвергся настоящему нашествию бульдозеров, тракторов, экскаваторов и прочей тяжелой стройтехники. Власти затеяли масштабную реконструкцию городской инфраструктуры. Водители и пешеходы все понимают, но не перестают поминать акимат “добрым” словом. Когда же наконец снимут все преграды? На этот вопрос отчасти смогли ответить тепловики на состоявшемся на уходящей неделе заседании общественного совета (ОС) южной столицы.

- В этом году по программе “Нурлы жол” начата реализация четырех проектов по замене тепловых сетей протяженностью 17,4 км на сумму 9,9 млрд. тенге, - проинформировал собравшихся руководитель городского управления энергетики и коммунального хозяйства Ермек УСЕНБАЕВ. - Мы меняем самые большие магистральные трубопроводы - М-1, М-3, М-4, М-12, которые были построены еще 40-45 лет назад. Сегодня некоторые центральные улицы города перекрыты, но к 1 сентября Шевченко, Курмангазы, Абдуллиных, где мы проводим реконструкцию, уже будут заасфальтированы. Тем самым мы снабдим теплом более 10 000 объектов, или 200 000 абонентов. И на 2018 год одобрено уже восемь проектов по замене теплосетей протяженностью 9-10 км. Надеемся на поддержку правительства в этом вопросе.

После того как глава управления отчитался в том числе и о проделанной в прошлом году работе, на энергетиков посыпались вопросы. Общественников интересовало, каков показатель износа городских теплосетей. Гендиректор “Алматинских тепловых сетей” (АлТС) Ерболат МУГАЛИЕВ сообщил, что изношенность труб составляет 62,7 процента, при этом из 261 км магистральных сетей уже заменено 138 км. А ведь еще есть распределительные, которые тоже ждут своей очереди. Что касается диагностики (а она чрезвычайно важна, особенно с учетом частых аварий, в которых страдают люди), то конт­роль с помощью роботов, которых применяют нефтяники для своих трубопроводов, в данном случае не подходит, поскольку они курсируют только по прямой, а в городе изгибы проложенных труб достигают 45 градусов. Поэтому вся надежда тепловиков на аэротепловизионную съемку, которая широко применяется в отрасли уже несколько лет. В АлТС надеются, что государство окажет им поддержку.
Однако члены общественного совета считают, что подобный метод диагностики - дорогое удовольствие (облет на вертолете стоит порядка 8000 долларов), и предлагают использовать дроны, что обойдется примерно в 1000 долларов.
Участники встречи также задавали вопросы о газоснабжении, в частности, каким образом осуществляется техобслуживание и контроль за газовыми плитами, установленными в квартирах горожан.
- Мы все время видим по телевизору, как взрывается газ в жилых домах! - выразил озабоченность член ОС Шмидт ИЛЬЯСОВ. - Но я за все время ни разу не видел человека, который бы пришел и проверил состояние этого оборудования. Ну разве так можно? А вдруг завтра в многоэтажном доме случится авария?
- Чаще всего взрывы происходят из-за газовых баллонов, - пояснил первый замдиректора алматинского производственного филиала “КазТрансГаз Аймак” Кайсар АМАНГЕЛЬДИЕВ. - А по обслуживанию могу сказать, что на рынке немало компаний, которые проводят инспекцию как плит, так и вентиляционных каналов. Раз в год она должна проводиться, потому что вы заключаете договор, платите деньги. Если не приходят, то, скорее всего, договор был заключен с посторонней организацией - не с той, с которой мы непосредственно работаем. У “КазТрансГаз Аймак” 11 филиалов…
- Как может быть договор со сторонней организацией? Есть такие, что ли? - удивился Шмидт Ильясов.
- Есть сервисные компании, которые не посещают абонентов. Мы же еженедельно проводим совещания, ставим определенные цели для обхода и посещения. И понедельно либо помесячно нам отчитываются, сколько было посещено, какой был план.
Говоря о газоснабжении, Ермек Усенбаев сообщил, что на сегодняшний день Алматы обеспечен голубым топливом на 95,6 процента. Однако порядка 8000 абонентов все еще ждут газификации, и удовлетворить их потребности удастся лишь к 2019 году.
Собравшихся волновали и вопросы экологии, в частности то, какие мероприятия проводятся для уменьшения выбросов городских ТЭЦ.
- Мы вложили большие средства, полностью реконструировали очистные сооружения в котельных агрегатах на всех трех ТЭЦ, - рассказал представитель “Алматинских электростанций” Мухамедрахим НУГМАНОВ. - Довели коэффициент золоулавливания до 99,6 - это максимально физически осуществимая вещь. За эти годы выбросы в атмосферу мы снизили в три раза. Но на этом не останавливаемся: Алматинская ТЭЦ-1 на проспекте Сейфуллина (ниже Райымбека) уже второй сезон полностью прошла на природном газе - уголь из топливного баланса мы исключили. Что касается ТЭЦ-2, то да, она работает на экибастузском угле и определенные выбросы дает. Но у нас постоянно это дело мониторится со стороны экологических органов (например, Балхаш-Алакольский департамент экологии полностью нас курирует). И сейчас мы прорабатываем вопрос, чтобы ТЭЦ-2 тоже на газ перевести. Но там проблема - она полуподземного типа, а в подвальных и цокольных помещениях установка котлов запрещена. Но мы даже теоретически подсчитали, что тариф тогда возрастет в 2,2 раза.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть