Неприступный автобус
Общественный транспорт Казахстана недоступен для маломобильных групп населения. К такому выводу пришли авторы масштабного исследования на соответствующую тему, итоги которого были представлены на этой неделе в Алматы.
Исследование, проведенное общественным фондом “Аржан” при поддержке ПРООН, касалось не только инвалидов-колясочников, которые прежде всего приходят на ум в связи с термином “маломобильные группы”. К ним относятся и другие граждане, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении: люди с тростью или на костылях, с нарушениями зрения и слуха, старики и родители с детскими колясками. Всем им, как показывает исследование, приходится довольно тяжело.
Для того чтобы воспользоваться общественным транспортом, им нужно вначале еще добраться до остановки. Однако многие из них, даже в городах, в том числе в Алматы, находятся выше уровня тротуара, но при этом не оборудованы пандусами или хотя бы съездами, что делает их практически недоступными для людей с ограниченными возможностями.
Недоступна для многих маломобильных групп и добрая половина автобусов, которые являются высокопольными (забираться туда надо по ступенькам). Но и в низкопольные автобусы и троллейбусы далеко не всегда сможет попасть человек на инвалидной коляске. Дело в том, что транспорт обычно не подъезжает вплотную к бордюру, из-за чего люди не могут воспользоваться откидными пандусами. Более того, водители частенько даже не знают, как работает эта система, а если и знают - не хотят возиться.
- Подъезжаю к двери водителя, прошу его откинуть пандус, - рассказал алматинец Максим ВИНОГРАДОВ (на снимке), передвигающийся на инвалидной коляске. - А он либо молча закрывает дверь и уезжает, либо пытается откинуть, но при этом пандус зарос грязью, иногда без ручки. Водитель заявляет, что нечем открыть, и тоже уезжает.
У других категорий маломобильных людей свои сложности. К примеру, незрячие и слабовидящие люди запросто могут уехать к черту на кулички, поскольку водители не объявляют названия остановок. А глухие и слабослышащие, наоборот, страдают от отсутствия визуальной информации.
Отдельная тема - Алматинский метрополитен. Да, входы в подземку оборудованы специальными подъемниками, но, как уже неоднократно заявляли люди с инвалидностью, они не всегда работают. А если работают... На то, чтобы вызвать сотрудника метрополитена, который включил бы этот подъемник, уходит огромное количество времени. По словам Максима Виноградова, он старается не ездить в метро, но когда такая необходимость все-таки возникает, у мужчины уходит до полутора - двух часов, чтобы проехать всего пару станций.
Поэтому для людей с инвалидностью иногда единственная возможность куда-то выбраться - это бесплатное “Инватакси”. Но оно обслуживает только инвалидов I группы, причем по предварительным заявкам, не более одного раза в день и лишь для того, чтобы съездить на работу или учебу. К тому же благотворительный проект не располагает большими деньгами, поэтому в таксопарке всего 14 машин на двухмиллионный Алматы, в котором, кстати, по официальным данным, живут 651 924 человека с инвалидностью. А всем остальным приходится рассчитывать только на себя.
Авторы исследования надеются, что власти и бизнес все-таки прислушаются к чаяниям горожан.
- Мы разработали ряд рекомендаций, направленных на улучшение ситуации, - отметила представитель фонда “Аржан” Касиет ОМАРОВА (на снимке). - Прежде всего, конечно же, мы рекомендуем поработать с водителями и другими сотрудниками общественного транспорта. Это самое простое, что можно сейчас сделать. Понятно, что мы не можем сейчас закупить для города низкопольные автобусы или переоборудовать остановки. Но мы можем обращаться в акимат для того, чтобы это было исправлено! И можем научить водителей и кондукторов правильно обслуживать пассажиров с инвалидностью, маломобильных пассажиров. Наши учебные материалы мы намерены передать в центры, где обучают водителей.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы