Дифтариф: все за и против
Внедрение дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте Алматы стало в мегаполисе самой громкой темой этой недели. Чуть ли не каждый день появлялись новости о проблемах и недоработках, связанных с предстоящим нововведением. Готов ли к нему город?
Дифтариф выгоден и акимату, и перевозчикам, и ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, которое является оператором системы электронного билетирования “Оњай!”. И дело здесь вовсе не в том, что за счет повышения оплаты проезда наличными до 150 тенге резко возрастут доходы, этого как раз и не произойдет. Кому из тех, кто постоянно пользуется автобусами и троллейбусами за наличные, захочется отдавать за проезд в два раза больше денег? Кто-то из них перейдет на систему “Оњай!”. Но ведь останутся пассажиры, которые продолжат платить наличными - вопрос только в том, кому и сколько.
Сейчас для транспортников главное - не упустить момент и сделать так, чтобы те люди, которые до сих пор не пользуются картами “Оњай!” (а их, по разным оценкам, от 40 до 50 процентов), начали это делать. Это позволит хотя бы частично уменьшить черный нал и легализовать наконец те доходы, которые сегодня есть в этой отрасли. На это все заинтересованные стороны и надеются. Правда, никто точно не знает, о каких суммах идет речь - ни чиновники, ни перевозчики, ни транспортный холдинг. Вопрос о размерах теневых доходов несколько раз всплывал на заседании общественного совета (ОС) при акимате Алматы, который на этой неделе обсуждал внедрение дифференцированного тарифа, но никто из присутствовавших чиновников и транспортников не смог сказать по этому поводу ничего конкретного. Здесь можно, что называется, только прикидывать.
Получается, общественным транспортом Алматы фактически - в прямом и переносном смысле - рулят не важные дяденьки из акимата, а парни от сохи - водители и кондукторы, и никакие правила для них не писаны. Введение системы “Оњай!”, на которую все уповали, не помогло: за полтора года ее работы контроль в общественном транспорте превратился в простую формальность, а водители как брали, так и берут денежку в ладонь.
И вот наконец дифференцированный тариф. Хоть какое-то спасение для утопающей в проблемах и долгах отрасли. Казалось бы, тот момент истины, когда всем сторонам нужно объединиться, продумать четкую концепцию внедрения дифтарифа и начать, не торопясь, не наступая на те грабли, которые все хорошо запомнили еще со времен введения системы “Оњай!”, его использовать. Но что мы наблюдаем вместо этого? Байгу в лучших традициях водителей алматинского общественного транспорта!
Сначала появились новости о том, что ТОО “Транспортный холдинг Алматы” и перевозчики не могут поделить разницу в 70 тенге, которая вскоре появится в результате введения дифтарифа (150-80). Половину из этих 70 тенге будет забирать себе оператор системы “Оњай!”, а вторая остается в автопарках. Но последних этот вариант не устраивает - они готовы отдавать 50, а то и все 70 тенге водителям, чтобы те не химичили с билетами, выдавая вместо них пассажирам пустые бумажки, и не отключали терминалы оплаты. Ситуация парадоксальная: перевозчики хотят официально отдавать наличку водителям, чтобы те эту самую наличку не брали... неофициально. Мол, все равно это выгоднее. Но такой подход не устраивает транспортный холдинг: ему нужно свои вложения отбить. В итоге в СМИ появляются заявления ассоциации перевозчиков, которая предлагает заменить оператора электронного билетирования. Как эту новость трактуют обыватели, которые не особо разбираются в перипетиях пассажирских перевозок? “Оњай!” отменяют!” - делают выводы они. Сама слышала несколько раз.
И это на пороге внедрения дифференцированного тарифа, который должен, как говорят чиновники, стимулировать людей к пользованию электронными картами. Оригинальные методы стимуляции, не правда ли? “Оњай!” отменять невыгодно никому, но разговоры-то уже пошли!
Второй спорный момент: кто будет собирать наличку, которая все равно никуда не исчезнет из автобусов и троллейбусов? И тут транспортный холдинг и перевозчики никак не договорятся. На этой неделе я брала интервью у директора ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Садира ХАМРАЕВА (на снимке) и задала ему по этому поводу вопрос:
- Перевозчики заявляют, что после возвращения оплаты проезда наличными вы должны были поставить в автобусы и троллейбусы своих кондукторов. Но этого не произошло, деньги стали собирать водители и класть их себе в карман...
- Появление разового билетирования за наличные в первую очередь было инициативой самих перевозчиков. И у нас нет обязательств собирать наличные, это не оговаривалось ни в договорах, ни в беседах. Поэтому сейчас некорректно говорить о том, что это должен делать холдинг. К тому же после внедрения дифференцированного тарифа количество тех, кто будет платить наличными, снизится, кондукторы будут не нужны. Обилетить пассажиров может водитель во время остановки - так и делают во всем мире.
Но перевозчики в разговорах со мной парируют:
- У нас тоже нет обязательств собирать наличку! Есть договор с транспортным холдингом, в котором указано, что он отвечает за полноту сбора денег и прозрачность. Вот и пусть они выводят всех из тени, раз уж обязались. А как - это им решать.
И, наконец, кто и как будет контролировать ту наличность, которая никуда не исчезнет из троллейбусов и автобусов? Наивно полагать, что все пассажиры сразу же перейдут на карточки: хотели бы - сделали бы это раньше. Что им предлагают сейчас, за 150 тенге? Новый автобус, который едет по расписанию и не стоит на остановках по пять минут? Ничего подобного! Господа, вы предлагаете людям новые правила игры, вот только примут ли они их? А если нет, как в случае с “Оњай!”? Что вы будете делать? Есть четкий план? Концепция? Разные варианты решения возможных проблем?
- Если население нам не поможет, порядка нигде не будет, - заявил на общественном совете замруководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Ерлан АДИЛОВ (на снимке).
Население? Хм... Наверное, это как раз скорее случай из серии “помоги себе сам”. Что сделают власти для того, чтобы дифтариф нормально заработал? Начнут проводить рейды? Хорошо, посмотрим, будет ли от них эффект и на сколько хватит запала. Разрешат не платить в том случае, если кондуктор не выдает “правильный” билет? Не сработает, проходили уже. Мало кто захочет связываться с водителем и кондуктором. Да и не должны обычные пассажиры это делать: они заплатили - вот и везите, без происшествий и как можно быстрее. А куда и кому идут эти деньги?..
Увы, многие вопросы, связанные с контролем и улучшением качества пассажирских перевозок, которые возникали во время заседания того же общественного совета, так и остались без ответа. Представители акимата все больше отмалчивались, повторяя лишь одно: улучшение качества предоставления услуг невозможно без вывода из теневого оборота денежных средств, а дифференцированный тариф позволит это сделать. Видимо, действовать решили по принципу: главное - начать, а там война план покажет.
Выгодно ли пассажирам введение дифференцированного тарифа? Наверное, да. Но только в том случае, если эта система начнет работать так, как это происходит во всем мире. Кстати, на мировой опыт ссылались все спикеры, выступавшие на общественном совете. Апеллировали к нему и чиновники, и члены ОС, по репликам которых становится ясно, что за бугром они бывают чаще, чем в алматинских автобусах.
- Мы же не можем сравнивать транспорт в Барселоне (тарифы в испанском общественном транспорте в своем докладе приводили в пример представители акимата. - О. А.), где у тебя wi-fi раздается в автобусе, и транспорт, допустим, у нас, - высказался член общественного совета Ерлан СМАЙЛОВ. - Сейчас жарко, духота, не везде кондиционеры включают...
Да, сложно включить то, чего... нет. Это вам не барселонский wi-fi. Так же сложно по-человечески внедрить, пусть и опробованную во всем мире, идею, действуя по принципу “каждый сам за себя”.
На что же надеяться нам, обычным пассажирам? На то, что с внедрением дифтарифа все-таки не станут торопиться (общественный совет решил собраться по этому поводу еще раз и попросил более четко обосновать, почему проезд за наличные должен стоит именно 150 тенге), а все стороны смогут за это время до чего-то договориться. Тогда, глядишь, из этой затеи что-то да получится, а в автобусах начнут наводить порядок.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы