Эй, гражданина, ты сюда не ходи!..
Арычная система в Алматы протяженностью более тысячи километров не только не спасает город во время сильного дождя (не говоря уже о ливне), но и крайне неудобна, а местами даже смертельно опасна для людей. Печальным примером тому стала гибель девушки, которая пыталась перепрыгнуть через арык на пересечении улицы Фурманова и проспекта Аль-Фараби, но поскользнулась, упала - и ее занесло потоком дождевой воды в трубу. Инцидент немало взволновал общественность, но арыки от этого не стали чище и безопаснее. А специально созданная акиматом служба по очистке и восстановлению арыков, как оказалось, вообще ими не занимается!..
Вооружившись фотокамерой и терпением, мы с фотокорреспондентом отправились на многочасовую прогулку по южной столице. Едва вышли из редакции и перешли дорогу - первая картинка в тему: на перекрестке проспекта Райымбека и улицы Панфилова весь участок залит водой, которая фонтанировала из ливневки. И это в солнечный день, дождя нет! Шедшая через дорогу перед нами пожилая женщина с сыном перепрыгивают через полуметровый арык. А прибывшие на место коммунальщики… снимают обувь, штаны и полуголые лезут в канаву.
- Засор, - устанавливает причину подтопления один из них. - Тут, на углу, арык чаще всего и забивается мусором: бутылки, памперсы, чего только нет… Чуть ли не каждый раз приходится раздеваться и лезть в воду чистить.
Идем по проспекту Абылай хана и видим некое альтернативное решение экстремальной работе коммунальных служб: в арыках стоят вертикальные решетки, которые служат своеобразным фильтром, собирая брошенный горожанами мусор в одном конкретном месте. Но и здесь есть свое “но”: решетка торчит острыми прутьями над арыком, а значит, переходящий через арык прохожий легко может покалечить себе ноги.
На пересечении улиц Пушкина и Карасай батыра возле пешеходной дороги вместо арыка зияет огромная яма: в такую может запросто провалиться в полный рост малолетний ребенок, отвлекись его мама на телефонный звонок, посторонний звук или чей-то оклик. Идем дальше - вверх по улице Пушкина: вдоль дороги тянутся арыки, но… пустые, что как-то непривычно для аномальной 40-градусной жары. Да и во время непогоды они совершенно не спасают. Дело в том, что при прокладывании новой дороги здесь не предусмотрели адекватные ливневым потокам стоки, чтобы вода стекала в арыки. Ну в самом деле, не “перепрыгивать” же ей через высокий бордюр! Нет здесь и ливневок. Поэтому во время дождя вся вода бежит под колесами машин, забрызгивая пешеходов.
Похожая ситуация на проспекте Жибек жолы, прямо перед Зеленым базаром, только в несколько раз сложнее: там от троллейбусной остановки до улицы Пушкина всего два отвода для дождевых вод длиной… не более 10 сантиметров. Да и “отвод” еще громко сказано, скорее, это зазор между бордюрами. А вот ливневки - что немало позабавило нас! - почему-то расположены на небольшом пешеходном полотне, которое возвышается над автодорогой на несколько сантиметров! Вот дождевая вода и разливается всякий раз огромным озером аккурат на остановке общественного транспорта, создавая людям массу неудобств, провоцируя ДТП почти при каждой непогоде…
На пересечении улиц Айманова и Жандосова, чуть ниже акимата Бостандыкского района, я, засмотревшись на витрину соседнего магазина, едва не угодила в раздробленный арык: дорога внезапно сужается до полуметра и часть ее резко переходит в канаву со строительным мусором и острыми камнями. Там же, на месте перехода, торчит железный “корень” удаленного билборда или лайтбокса. Как это по-нашему! Убрать, спилить, отрезать, но - кое-как, тяп-ляп, лишь бы отделаться. А тем временем эти лишние пять сантиметров железа, чуть выступающие над землей, во много раз опаснее рекламного баннера (который, даже если не хочешь, все равно заметишь): легко можно споткнуться, упасть и быть втянутым в широкую трубу дождевыми потоками, повторив тот же трагический путь несчастной девушки.
Водоотводы на улице Жандосова вроде бы лучше, чем на Жибек жолы - длиной сантиметров 30-40, слегка скошены под углом. Вроде бы все по совести. Однако и здесь легко увидеть изъян: уровень слива выше на пару сантиметров, чем уровень самой дороги. Значит, и тут воде нужно постараться попасть в арык.
Идем по Ботаническому бульвару и спотыкаемся о “пеньки”. Здесь возле ресторана спилили забор, видимо, со светящимися конструкциями: вдоль дороги метров на десять разрушен асфальт, каждые полметра из земли торчат провода. Ниже бордюра у ресторана одна-единственная ливневка. Никаких стоков для дождевой воды не предусмотрено.
После такой экскурсии по городу у нас появились вполне логичные вопросы: как можно постоянно ремонтировать арыки и дороги, никак не согласуя эти процессы между собой? Почему бы не привлечь к восстановлению арычной сети архитекторов и дизайнеров, а не только компании, запросившие меньше всех по тендерам? Оказалось, что мы не первые, кто задавал подобные вопросы. На официальном сайте акимата Алматы жители обращаются к специалистам: а нельзя ли привлечь к ремонту арыков дизайнеров, которые бы делали их одновременно и безопасными, и с особой креативной фишкой?
Ответ всегда одинаков: “Строительство арычных сетей производится в соответствии с техническими требованиями СНиПов. Изменения технических характеристик не представляются возможными”. Но даже если принять во внимание то, что все эти проблемные места, по которым мы прошлись, строились в соответствии со СНиПами, то уж явно без какой-либо логики. Ведь Алматы - город с ярко выраженным “верхом” и “низом”, и на одних улицах эти стандарты могут быть применимы, а на других - стать причиной заторов и дорожно-транспортных происшествий. К слову, ни для кого не секрет, что многие арыки в Алматы ведут в никуда и обрываются тупиками: незаконная точечная застройка города оторвала их от единой системы, сделав просто бесполезными и опасными ямами на дорогах.
А вот еще один вопрос: есть ли в Алматы специальная служба с круглосуточным номером телефона, куда граждане могли бы обращаться и сообщать о разрушенных или тупиковых арыках? Или нет другого варианта, кроме как звонить по номеру службы спасения “109” (где обычно принимают заявки об уже случившемся происшествии)? Если же позвонить в управление природных ресурсов и регулирования природопользования, то операторы будут технично футболить от одного специалиста к другому. Самого же руководителя управления Асета МАСАБАЕВА почти никогда не бывает на месте: за те дни, пока готовила этот материал, мне ни разу не удалось его поймать.
Но неужели только он отвечает за тысячекилометровую арычную систему города? Год назад сообщалось, что акимат на базе предприятия “Экологострой” планирует создать специальную службу, которая будет выезжать на проблемные участки для очистки арыков и ливневых систем, и что этими вопросами будут заниматься около 30 человек. И, судя по всему, такая служба была создана: на сайте акимата в разделе “Городское хозяйство” размещена информация о государственном коммунальном предприятии на праве хозяйственного ведения “Алматы экологострой”. Среди видов деятельности компании отдельным направлением выделено “восстановление, ремонт, содержание, уход и эксплуатация городских фонтанов, арычных и поливочных сетей”. Тут же приведены номера телефонов. Однако заместитель директора предприятия Шынгыс Саутбекович, которому я дозвонилась (фамилию свою он назвать отказался), первой же фразой отбил все мои вопросы: “Арыками мы не занимаемся!”
А вот профессор и доктор технических наук Кенжехан ТОЙБАЕВ знает, почему арычная система в Алматы пришла в такой упадок и почему даже в разгар лета, когда дожди не так часты, мы в буквальном смысле плаваем.
- Изначально арычная система была предназначена только для полива зеленых насаждений. Впрочем, до 1990-х годов не было никаких проблем и с тем, что арыки иногда выполняли функцию отведения дождевых вод. Позже арычные сети износились, усугубил ситуацию строительный бум в 2005-м и в 2010-м, когда сплошь и рядом незаконно возводили здания и целые жилые комплексы. Ведь нередко они строились на месте арычных сетей, попросту обрывая их. Между тем территория города растет, давление на коммунальную инфраструктуру увеличивается, покрытия из асфальта и бетона, которыми все чаще устилают город, водонепроницаемые, то есть вода сквозь них не просачивается, а значит, увеличивается площадь сбора дождевых вод, которые и стекают целыми реками в арычную сеть.
Власти нередко винят в потопах аномальные дожди, - продолжает эксперт, - но я давно здесь живу и уверяю вас: осадки выпадали всегда! У нас не предусмотрена автоматизация систем откачки воды из подземных переходов и налицо неполные архитектурные решения отвода вод. Обещали построить еще около 450 километров арычных сетей, но это вряд ли спасет ситуацию. Надо строить отдельную закрытую сеть для отвода талых и дождевых вод, предварив это гидравлическим расчетом с учетом всех площадей и поверхностей, которые и организуют водосбор. Идеальный вариант: вывести эту закрытую сеть за пределы города, построить там сооружение для водоочистки с соблюдением уровня допустимой концентрации вредных веществ и интегрировать ее с естественными водными источниками.
- Но отвод дождевых вод требует огромных финансовых затрат, - отмечает профессор. - Три года назад на градсовет выносили проект ливневой канализации, где предусматривалось, что все стоки с города будут сливать в одну речку Есентай (старое название Весновка) и в районе Нижней Пятилетки очищать. Я был членом научно-технического совета, и мы тогда не утвердили проект: не было точных расчетов о дождевых водах и концентрациях загрязнений, да и Весновка не выдержала бы такого потока воды.
Но! Хотя строительство дождевой сети откладывают вот уже как 20 лет, можно сделать нынешние арычные сети более безопасными: закрыть их съемными металлическими сетками с не очень мелкими отверстиями, чтобы мусор туда не пролезал (например, пустая пластиковая бутылка) и каблук не застревал. Нередко открытые арыки закрывают бетонными плитами, но это не самый лучший вариант: если арык забивается мусором, то бетон приходится разрушать, а железную решетку можно снять, прочистить и поставить обратно, - завершает свой комментарий Кенжехан Тойбаев.
В свою очередь директор центра урбанистики Наталья ЛИВИНСКАЯ призывает не спешить критиковать. Сейчас, напоминает она, ведется работа по ремонту арычной системы в шести районах города, и в концепцию комфортного города арыки не просто впишутся - все будет строиться и меняться с учетом старого расположения арыков.
- Мы настаиваем на том, что нужно развивать и восстанавливать советскую систему арыков, ведь арыки - это якорный идентификатор Алматы, - подчеркивает Наталья.
Что ж, можно и подождать. Но вот дождемся ли кардинально позитивных перемен? Мы будем следить за развитием арычной системы Алматы.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы