Бои семейного значения
Вчера жертва бытового насилия Динара ЧИДЕРИНОВА, которую мама под руки привела на очередное выступление представителей общественного фонда “Не молчи.kz”, потеряла сознание перед дверями конференц-зала в Алматы. У женщины открылась рвота, начались судороги, и давление упало до минимума. Приехавший по вызову врач “скорой помощи” прямо в коридоре поставил Динаре капельницу. Такое состояние у Динары (к слову, весит она всего 38 кг), по словам ее матери, теперь каждый день, после того как женщину избил муж - военный человек, в подчинении которого находятся люди.
Динару на носилках спускают вниз по лестнице: она маленькая, тоненькая, почти прозрачная.
- Тает на глазах, - вытирая слезы, шепчет ее мама Ботагоз ЧИДЕРИНОВА (на снимке). - Из-за перелома костей лица не может нормально есть. Динара - учитель начальных классов, у нее с мужем двое детей четырех и семи лет, сейчас они живут со мной. Как все вышло? Динара хотела ехать к врачу обследовать почки, перед визитом в больницу предложила мужу сходить в воскресенье в баню: они живут в общежитии, а там мыться неудобно. Он ушел трезвым, а вернулся пьяным и стал бить ее по лицу... Избивал он ее постоянно, Динара боялась при нем кричать. Но после слов мужа, что он сначала зарежет ее, а потом себя, выбежала в коридор и закричала, а потом упала в обморок. Соседи по общежитию вызвали ей “скорую”, Динару увезли в больницу. На следующий день к ней пришел участковый Турксибского РОП по фамилии КАИНБАЙ, который… стал отговаривать возбуждать уголовное дело против мужа, мотивируя тем, что это уят (стыдно). Подсунул ей расписку о том, что Динара якобы согласна не возбуждать дело, а она под действием снотворного и анальгетиков, ничего не видя, и подписала... Но мы потом все же довели дело до суда.
- Вина мужа Динары БОРАНБАЕВА доказана судом, но он получил всего год условно, - рассказала на пресс-конференции лидер ОФ “Не молчи.kz” Дина СМАИЛОВА (на снимке). - То есть мужчина практически никак не наказан за то, что разбил жене лицо: у нее множественные переломы лица, стоят девять скоб, она не может нормально есть и говорить, не может ходить без поддержки. У женщины была остановка сердца, ее реанимировали. Но экспертиза определила все ее повреждения как средней тяжести!
- А ведь муж Динары - военнослужащий: этому человеку государство доверяет оружие, он стоит на страже нашей безопасности! - заметила Смаилова. - Я была на суде и слышала, как его мать говорила, обращаясь к Динаре: мол, ничего страшного, и меня били, и ты потерпишь. Какая же ты сноха, если не можешь терпеть? Сам же он на суде сказал теще, что предупреждал ее о том, что у него железные кулаки, но уверял, что ударил жену всего один раз.
- За этот год это уже пятнадцатый судебный процесс, связанный с бытовым насилием, и практически в каждом из них мы убеждаемся, что правоохранительная система сама создает условия для насильников, - продолжила Дина. - Не вся система, конечно, а конкретые следователи, а иногда даже эксперты и врачи. В больнице № 7 в Калкамане Динаре сказали, что у нее тяжелое сотрясение мозга, но хотели выписать уже через пять дней! Мать Динары, видя, как у дочки из носа и ушей течет кровь, забрала ее из этой больницы и повезла в челюстно-лицевую. Там у Динары обнаружили закрытый перелом скулоорбитального комплекса справа со смещением, многочисленные переломы костей лица и височной кости справа, многочисленные переломы перегородок носа, контузию глазного яблока первой степени. Ей сделали три операции. Сейчас она почти инвалид и нетрудоспособна.
Динара после девяти лет несчастного брака больше не хочет молчать: она будет оспаривать решения Турксибского райсуда во всех вышестоящих инстанциях, чтобы непременно наказать мужа.
Вторая история на пресс-конференции была не менее шокирующая. Заведующая одной из элитных клиник в Астане Алмагуль КУСАИНОВА (на снимке) утверждает: ее изнасиловал главврач этой же клиники (мы не можем назвать его имя, поскольку дело находится в судебном производстве. - Ред.)
- Мы отмечали в ресторане День медицинской сестры, - вытирая слезы, рассказывает Алмагуль. - Сели в одно такси, затем он предложил проводить меня до дома. Он мой начальник, примерный семьянин, отец троих детей, верующий человек, который читает намаз и держит оразу. Как я могла не доверять ему? Но прямо на улице, в парке, он применил силу и изнасиловал меня в извращенной форме два раза. Сначала не хотела об этом говорить, боялась лишиться работы: я вдова, одна воспитываю дочь и погашаю кредит за квартиру. Но вспомнила слова, которые он сказал мне тогда: “Не ты первая, не ты последняя”, и решила это остановить! Он должен понести наказание, он врач, которому люди доверяют свое здоровье! Пока все против меня: в клинике лишили премии, коллеги со мной не разговаривают, а руководство сказало, что пока я не заберу заявление из полиции, не смогу работать дальше.
Адвокат подзащитной Айман УМАРОВА (на снимке) считает: уголовное дело с самого начала расследуется неверно.
- Дело в том, что оно возбуждено в отношении насильственных действий сексуального характера по пункту первому статьи 121, наказание по которому предусматривает до пяти лет лишения свободы. А должно регистрироваться по второму пункту этой же статьи, наказание по которому предусматривается уже до 10 лет. На очной ставке главврач не отрицал того, что был половой акт, но сказал, что он был добровольным, обоюдным! Дело возбудили 14 мая, уже есть судебно-медицинская экспертиза, в которой указаны телесные повреждения, но нет заключения эксперта-проктолога.
После пресс-конференции я обратилась за комментариями к главному врачу той самой клиники. Он отказался что-либо комментировать и дал номер телефона своего адвоката. Тот же в свою очередь сообщил, что находится в отъезде и даст разъяснения, как только вернется и если позволит следствие.
- Пока идут следственные мероприятия, есть данные, которые нельзя разглашать, еще нет результатов экспертиз, - кратко сообщил по телефону адвокат.
Мы постараемся проследить, чем в итоге закончатся эти две истории.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы