Сама себе КСК
Образцово-показательный скандал в сфере жилищно-коммунальных отношений, в котором отчетливо отражаются все недостатки профильного законодательства, развивается в алматинском ПКСК “Надежда”. В конфликте жильцов одной из 42 (!) многоэтажек этого кооператива (к слову, им вот уже 18 лет бессменно руководит Надежда ЕРОЛЬСКАЯ) фигурируют представители животного мира - тараканы, голуби и крысы.
О житейско-бытовом конфликте в доме № 2 по улице Утепова в курсе едва ли не все компетентные инстанции (за исключением разве что, может быть, органов нацбезопасности), но толку от этого никакого. Семь месяцев назад новая соседка жителей этой многоэтажки Меруерт БЕЛИСПАЕВА, проявив завидную предприимчивость, взялась за ремонт инженерных общедомовых сетей и внешнего вида дома.
- С каждой квартиры она буквально выбивала по 30-40 тысяч тенге, а тем, кто не давал, грозила подать в суд. А люди же у нас, сами знаете, юридически неграмотные, всего боятся, вот и отдавали деньги, - рассказала на специально созванном к нашему приходу собрании жильцов дома Элеонора БЕЛОВА. - В результате ей удалось собрать около двух миллионов тенге, она наняла бригаду, та демонтировала в подвале чугунные трубы канализации и вместо них установила пластиковые. Кстати, эти трубы через два месяца дали течь. Кроме того, рабочие по ее указанию сняли облицовочные плиты снаружи здания, и теперь мокнут от влажности, рассыпаются оголенные кирпичи. А еще Белиспаева планирует заменить в доме межквартирные канализационные стояки. Но ведь у нее на это нет никаких полномочий - она не является юридическим лицом, не имеет расчетного счета! Однако, вместо того чтобы устранить брак, Белиспаева требует от председателя КСК техпаспорт дома и призывает нас, жильцов, не платить целевые по квитанциям. Но ведь это антизаконно!
- Как-то Белиспаева собирала наши подписи в СЭС на травлю тараканов в подвале и на чердаке, а затем приложила эти подписи ко всем своим заявлениям и отправила их в прокуратуру вместе с нашими жалобами на бездеятельность КСК. Мы выяснили это, когда сами обратились в прокуратуру нашего района с жалобой на эту активистку. Там очень удивились: “Чего вы жалуетесь, если с ней заодно?” - и показали письмо с нашими подписями, которое мы видели впервые в жизни! - подхватила скандальную тему Ольга КОЛЕСОВА (на снимке).
В ответе на заявление группы обитателей дома № 2 по ул. Утепова прокурор Бостандыкского района Бауыржан ЖУМАКАНОВ сообщил, что их коллективное обращение “для рассмотрения по существу… по факту самоуправства М. К. Белиспаевой и нарушения целостности фасада дома” отправлено в районное УВД и городское управление архитектурно-строительного контроля. Чуть позже заявители получили еще одно суровое письмо - на сей раз из райакимата за подписью заместителя акима Бостандыкского района Серика АДИЛБАЕВА: “Касательно действий М. К. Белиспаевой по демонтажу облицовочных плит жилого дома сообщаем, что согласно письму управления архитектуры и градостроительства № 02-15-197Ш от 22.02.2017 г. архитектурно-планировочного задания на проведение строительных работ по данному адресу не выдавалось, по словам председателя ПКСК “Надежда” Н. М. Ерольской, она (М. Белиспаева. - Е. Т.) проводила данную работу самовольно... Кроме этого М. К. Белиспаева производила сбор средств у жителей дома, не имея на то соответствующих полномочий”.
Казалось бы, сам бог велит чиновникам при таких нарушениях употребить власть, но они посоветовали заявителям навести порядок... своими силами, напомнив, что согласно закону о жилищных отношениях только общее собрание жильцов дома как высший орган управления КСК вправе принимать какие-либо меры.
На днях инициативная группа попыталась провести такое действенное собрание с приглашением всех заинтересованных и конфликтующих сторон. Однако ни Белиспаева, ни председатель ПКСК “Надежда” Ерольская на форум так и не явились. А из собственников и представителей 64 квартир дома № 2 собралось не больше двадцати.
- Белиспаева обзвонила своих людей и сказала им, что собрания не будет, - сообщила одна из жительниц.
- А зачем ей здесь быть? Она не говорит, а делает! Меруерт проделала шикарную работу: заменила трубы, таскала с маленьким сыном мешками дохлых голубей с чердака. До нее никто ничего подобного не делал! - вступилась за соседку Лидия ЛЕЙДЕРМАН.
Люди еще долго шумели и ругались - одни защищали активистку, другие чихвостили ее на чем свет стоит.
Приглашенный на собрание в качестве советчика юрист Адильбек ЖОЛДЫБАЕВ (на снимке) лишь подтвердил, что предпринимать какие-либо действия можно только на основе общего собрания жильцов или их письменного опроса-голосования. Вместе с тем он предостерег людей от неуплаты целевых взносов, отметив, что это саботаж.
- Целевые - это не зарплата председателя КСК и бухгалтера, а работа дворников, вывоз мусора, обслуживание всех систем дома, - просветил он.
В телефонном разговоре с нами Меруерт Белиспаева отмела все обвинения в свой адрес. По словам молодой женщины, она была вынуждена взять ответственность на себя:
- Все много говорят, но мало делают! Я не пришла на собрание, потому что считаю, что мне там сказать нечего. Я платила целевые, обращалась в КСК, но не видела ни отчетности, ни результатов работы. А тут кругом тараканы, мыши, канализация текла в подвале, воняло всю зиму. На чердаке селились голуби, многие из них подохли, там и размножались тараканы. Я пять раз сама проводила дезинфекцию, мешками выносила дохлых голубей оттуда! Насчет того, что я собирала большие суммы, - это неправда, это поклепы чистой воды! У меня есть протокол от жильцов, где меня выбирали старшей по дому. Все свои слова я готова подтвердить бумагами и фактами, у меня есть протокол общего собрания о проведении капитального ремонта канализации, есть договоры с компаниями.
- Вопрос не в деньгах, и я не ставлю себе цель быть председателем КСК. Я хочу только одного - порядка! - завершила наш разговор Меруерт.
Вчера нам удалось дозвониться и до многолетней начальницы многодомной “Надежды” Ерольской:
- Я Белиспаевой не раз говорила: почему ты везде лезешь и всех жителей дезинформируешь, что наводишь порядок в доме, когда на самом деле все становится еще хуже? Вот трубы заменила на пластиковые, а они начали течь. И теперь мы не можем попасть в подвалы: она везде установила металлические двери, и ключи у нее. Нас обвиняют, что мы все деньги присваиваем себе. Но посудите сами: у нашего дворника зарплата 36 тысяч, у инженера - 60 тысяч, у бухгалтера - 70 тысяч, у меня как председателя - 75 тысяч. Чтобы списать большие деньги, в чем она меня обвиняет, надо, чтобы они хотя бы были. А где их взять, если жильцы сами не платят целевые? Белиспаеву как раз и поддерживают должники, один такой защитник задолжал 200 тысяч тенге. Так что она обманывает, что КСК ничего не делает.
Правда, в Интернете мы нашли несколько жалоб на бездеятельность Надежды Ерольской со стороны членов ПКСК, в том числе акиму Алматы. Понятно, всем не угодишь. Нас привлекло и одновременно позабавило другое - “грозная” реакция властей на одну из этих жалоб: “Проведена разъяснительная работа с председателем ПКСК “Надежда” Ерольской Н.”.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
ОТ РЕДАКЦИИ В этой истории у каждой из сторон своя правда и веские аргументы. Потому что законодательство, регламентирующее жилищно-коммунальные отношения, - никакое, оно из разряда “обо всем и ни о чем”. Нет четких правил совместного проживания большого количества людей под одной крышей, нет правовых механизмов прямого действия по урегулированию житейских споров и конфликтов. (Вы можете представить автотранспортную сферу без правил дорожного движения?) Поэтому в системе ЖКХ & КСК вместо закона рулит субъективный фактор. И об этом наша газета писала много раз. Однако приходится вновь и вновь возвращаться к этой теме.
Несовершенство закона, отводящего госорганам роль лишь пассивного созерцателя в этой жизненно важной сфере, будет провоцировать людей на самостийные поступки, многие из которых могут оказаться далеко за пределами не только правового поля, но и здравого смысла. Где нет или слабы правовые механизмы, там, как известно, правит анархия.
Можно, конечно, искать правых и виноватых в судебных инстанциях. Но ведь они и без того перезагружены всевозможными тяжбами. Разумнее и целесообразнее было бы обращаться к судьям по житейским склокам лишь в крайних случаях.