Баурджан КУЛИШЕВ: За год в карманах наших водителей оседает миллиард тенге
Что реально творится в системе общественного транспорта Алматы
Разговор с директором ТОО “Green Bus Company” Баурджаном Кулишевым мы начали с электроавтобусов, которые в ближайшее время должны появиться в Алматы: два электробуса в течение трех месяцев будут проходить тестовые испытания, работая на обычных городских маршрутах. Об этом ноу-хау в сфере общественного транспорта Алматы, появившемся с легкой руки кипящего идеями акимата, мы уже писали (см. “А у нас электробас? Вот так раз...”, “Время” от 5.4.2017 г.). И хотя оно стало поводом для встречи, разговор шел и о многом другом.
- Баурджан, с общественным транспортом в Алматы столько проблем, что перечислять их можно очень долго. Мы что, все их решили, что пора взяться и за внедрение электробусов? Может, для начала привести в порядок то, что уже есть?
- Нельзя все время оглядываться назад и вспоминать неудачи - мы в любом случае должны развиваться, в том числе и в этом направлении. Электротранспорт - это будущее. К тому же мы не собираемся форсировать события. Даже первый год эксплуатации покажет, нужно ли его закупать в дальнейшем. Мы пока не знаем, как он поведет себя в реальных условиях. Но могу сказать точно: такой автобус дает меньше возможностей водителям что-то слить или свинтить. В электробусе негде воровать - это высокотехнологичная машина.
- Просто удивительно: мы собираемся покупать автобусы, которые называют “золотыми”, из-за того, что они стоят в три раза дороже дизельных, уповая на то, что водители не смогут ничего из них выдрать.
- Сокращение рисков - это лишь одна из степеней безопасности. Мы будем тестировать электробусы со всех сторон. К тому же у нас много хороших водителей, но они не хотят идти работать в автопарки за ту зарплату, которую им предлагают. Если мы поднимем ее до 350 тысяч тенге, они будут на руках носить любые автобусы, в том числе и электрические.
- А разве повышение зарплаты не ваша задача?
- Наша. Но чтобы сделать это, нужны условия. Вот смотрите: запустили электронное билетирование “Оңай!” - замечательная система. Но не предусмотрели двух вещей: дифференцированный тариф (когда билет, оплаченный наличными, стоит дороже проезда, за который платят электронной картой. - О.А.) и право контролера самостоятельно штрафовать безбилетников (не вызывая полицию, как это происходит сейчас. - О.А.). В итоге появился черный нал, который, получай мы эти деньги, можно было бы пустить на зарплату водителей.
- Вы действительно считаете, что “Оңай!” - замечательная система?
- Она показала себя так в феврале-марте прошлого года, когда только началась ее работа. Но через некоторое время люди поняли, что есть возможность не платить. Зайдет кондуктор - приложишь карточку к терминалу, нет - проедешь зайцем.
- Ну вот, опять во всем виноваты пассажиры. Но ведь дело и в водителях, которые берут наличку, контролерах, не “замечающих” безбилетников, кондукторах, протягивающих бумажки вместо билетов. Человек посмотрит на все это и скажет: “А зачем я вообще буду закидывать деньги на карту “Оңай!”? Отдам наличными - так проще”.
- Вы правы. Пока водителям запрещали брать наличку и не было кондукторов - платежи по “Оңай!” шли. Но я же говорю, постепенно их становилось все меньше - в июне не платили 60 процентов наших пассажиров. Другие перевозчики стали называть автобусы Green Bus пылесосами, потому что они высасывали людей с остановок - ведь можно было зайти и не платить. Если 1 февраля прошлого года по карточке “Оңай!” в день проходило транзакций на 22 миллиона тенге (и это только по нашей компании), то в июне эта сумма составляла 8 миллионов. Видя это, мы поставили вопрос перед акиматом: либо вообще убрать систему “Оңай!”, потому что она себя не показывает так, как было задумано, либо предпринимать какие-то другие меры. Тогда появились аппараты для разовой оплаты проезда. Я до последнего был против их установки. И мы сразу говорили транспортному холдингу (оператор системы “Оңай!”. - О.А.): “Ставьте на позиции кондукторов своих сотрудников”. Но нам ответили: “Пусть обилечиванием занимаются ваши водители”. Все: как только им выдали терминалы, они снова начали брать наличку. Что в итоге получилось? Внедрили “Оңай!”. Сначала система показала себя хорошо, потом начала хромать, как спасение ввели разовые билеты... И ситуация вернулась к той, которую мы имели до ее появления. Сейчас же электронное билетирование практически не нужно. Вот вы говорите, что “Оңай!” не оправдала возложенных на нее надежд. Да, я с этим согласен. Поэтому мы и разрешили брать кондукторов.
- А эти люди вообще кто? Ваши наемные работники, оформленные официально?
- Сначала водители просто привлекали к этому своих родственников. Но сейчас мы их официально оформляем как своих сотрудников. Я дал команду набрать в штат 800 кондукторов, у них будут соответствующие бейджи, и мы будем заключать с ними договоры о материальной ответственности.
- Вы по-прежнему устанавливаете водителям план?
- Да.
- А вам не кажется, что именно такая система и порождает бардак на дорогах?
- Конечно, я согласен с вами. Но дело не в плане. А в том, что водители имеют доступ к наличным деньгам. Спасти ситуацию может только запрет на их использование в автобусах.
- Но мы уже ввели терминалы разовой оплаты, поэтому и деньги никуда не исчезнут.
- Я надеюсь, что мы постепенно избавимся от терминалов. Транспортный холдинг обещает, что в течение двух-трех месяцев введут дифференцированный тариф. Я жду его как панацеи и надеюсь, что после его внедрения большинство пассажиров начнет платить картой “Оңай!”.
- Но люди опять же смогут договориться с водителем: отдать наличкой меньше, чем положено, и все...
- Согласен, 5-10 процентов пассажиров так и будут поступать. Но все же большинство людей считают деньги, и если платить картой будет выгоднее, мы предполагаем, что дифференцированный тариф будет равняться 120 тенге, они начнут использовать “Оңай!”. Все равно будет лучше, чем сейчас. Судите сами: в данный момент около 40 процентов наших пассажиров это, по сути, безбилетники.
- Как же такое может быть при наличии кондукторов?
- Это те люди, которые оплачивают проезд наличными. При этом примерно половина тех денег, которые они отдают за билеты, оседает в карманах водителей и кондукторов.
- О каких суммах идет речь?
- В среднем водитель уносит домой 10-15 тысяч тенге в день. То есть помимо зарплаты он имеет 150 тысяч тенге - при том, что работает 15 дней в месяц. Я предполагаю, что кондуктор за то же время имеет 100-150 тысяч тенге. Мы ввели систему штрафов - если ловим пассажиров с бумажками или половинками билетов, вычитаем из зарплаты водителя пять тысяч тенге. Но они не боятся этого. Большинство из них даже не выполняют план. А зачем им биться за дополнительные 50-70 тысяч тенге, когда они их за пять дней сделают? Поэтому и позволяют себе не заезжать на остановки, лихачить, хамить. Повторяю: единственный выход - убирать из автобусов аппараты разовой оплаты.
- Но у людей должна быть альтернатива - не всем нужна карточка “Оңай!”.
- Проезд можно оплачивать и через мобильные телефоны - его стоимость списывается с баланса. И сейчас есть такая возможность, просто люди ею не пользуются.
- После того как в ваших автобусах появились кондукторы, пассажиры начали говорить, что вы стали работать хуже, откатились в прошлое.
- Так и есть.
- И вы все это признаете и не можете ничего сделать?
- Не могу. До тех пор, пока не будет поддержки акимата, который должен дать разрешение на проведение регулярных полицейских рейдов, выявляющих безбилетников. Плюс нормальная работа “Оңай!”, отсутствие налички в автобусах и целенаправленное повышение заработной платы водителей.
- А вы о проведении рейдов просите?
- Конечно. На каждом совещании в акимате.
- И что вам отвечают? Нам не нужна социальная напряженность...
- Да. Вот сейчас пройдет Наурыз, закончится EXPO...
- То есть рейдов нет, а контролеры, насколько я понимаю, в доле с кондукторами и водителями.
- Так и есть. Изначально у нас работали 175 контролеров, которые перешли из транспортного холдинга. Но они быстро почувствовали вкус денег и научились имитировать бурную деятельность. Мы начали их увольнять - сейчас их осталось 50. На них тоже очень много жалоб, но среди них есть и честные. А вообще, да: с контролерами делятся водители, я не скрываю - ежедневная ставка 1000 тенге.
- Но, наверное, дело не только в водителях и контролерах, но и в тех, кто стоит над ними, начальники автоколонн, например... Наверное, они тоже в доле?
- Конечно. Это круговая порука. “Колонник” видит, что водитель уносит 10-15 тысяч тенге домой. Чтобы тот закрывал глаза, он отдает ему 1000 тенге. И всем выгодно. И я не могу бороться с этой системой. Она будет жить, пока останется доступ к деньгам.
- Увольнять нарушителей?
- Мы так и делаем - уволили около пяти начальников колонн и двух замов по эксплуатации за то, что брали и вымогали деньги, 80 водителей. Но приходят другие и... Помните фильм “Убить дракона”? Я вам сейчас покажу протоколы дисциплинарных советов (достает документы. - О.А.). Вот. За три месяца наши водители своровали почти 6,5 миллиона тенге. Это только то, что официально выявлено контролерами, которые могут и обнаружить, что в автобусе 10-15 зайцев. Нет, люди оплатили проезд, просто им не дали нормальный билет. И та сумма, которую я озвучил, лишь небольшая часть.
- Сколько же вы тогда реально недополучаете?
- В день приблизительно 3,5 миллиона тенге, в месяц - 90-95 миллионов, в год - миллиард тенге.
- Это то, что оседает в карманах водителей, кондукторов...
- Да. Конечно, есть те, кто вообще не берет деньги. У нас в штате 1700 водителей, может быть, сто их них - честные, и мы стараемся всячески их стимулировать. Но коллеги над ними смеются...
Для справки
В доверительном управлении ТОО “Green Bus Company” находится три автобусных и один троллейбусный парк (все - бывшие муниципальные, осуществляющие перевозки на серо-голубых автобусах Yutong) - это 600 автобусов и 200 троллейбусов. В целом они обслуживают 48 городских маршрутов и перевозят 53 процента всех пассажиров в Алматы.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы