Преступление раздора
Разгораются новые уголовные угли по громкому делу бывшего воспитанника алматинского областного детдома № 1 Серика АСЫЛБЕКОВА, осужденного за насилие над детьми.
Скандал вокруг детдома № 1 разразился весной прошлого года, когда в Интернет попала видеозапись с рассказом одного из воспитанников, впоследствии переданного в патронатную семью, о пережитом насилии. По этому факту было начато досудебное расследование, и подозрение пало на Серика Асылбекова, выросшего в этом же детдоме. Позже в ходе следствия всплыла информация и о других подвергшихся насилию детях.
26 декабря прошлого года суд признал Серика Асылбекова виновным в совершении насильственных действий сексуального характера и приговорил его к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Защита парня этот приговор обжаловала, и вчера апелляционная коллегия Алматинского горсуда оставила первоначальный приговор без изменений.
А пока суд да дело, в прессе и соцсетях развернулась настоящая информационная война между двумя группами общественных деятелей, адвокатов и правозащитников. Одна из них в виновность Асылбекова не верит, попутно заявляя о многочисленных нарушениях в расследовании этого дела, другая же считает приговор суда справедливым и настаивает на привлечении к ответственности еще и бывшего директора детдома Гульмаржан ШУНАЕВУ, а также других его сотрудников. Баталии, длившиеся на протяжении почти целого года, в итоге привели к тому, что в дело вмешались силовики.
Как сообщила “Времени” директор благотворительного фонда “Добровольное общество “Милосердие” Аружан САИН, не сомневающаяся в виновности Серика Асылбекова, после обращения ее и ряда других общественных деятелей и юристов в прокуратуру в отношении их оппонентов - адвоката Айман УМАРОВОЙ, президента общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” Маргариты УСКЕМБАЕВОЙ, руководителя общественного фонда пострадавших от сексуального насилия “Не молчи” Дины СМАИЛОВОЙ и других лиц - начато досудебное расследование.
- Я неоднократно просила их быть корректными и не распространять ложную информацию, не оглашать материалы закрытого судебного процесса, - говорит Аружан Саин. - Но, к сожалению, эта вакханалия не только не остановилась, но и стала нарастать. И мы оказались в ситуации, когда не могли защитить интересы и права детей, которые пострадали от насилия. Поэтому мы вынуждены были обратиться в прокуратуру, после чего было открыто уголовное дело. По мере того как приближалось рассмотрение апелляционной жалобы, усиливалась информационная кампания. И что самое ужасное - были раскрыты имена и лица пострадавших детей. Например, после ток-шоу на одном из телеканалов в Интернет были выложены фотографии одного из них, жертвы насилия. Подло, под фейковыми аккаунтами. Я считаю, теперь во всем этом должны разбираться правоохранительные органы, которые дадут оценку действиям этих людей с точки зрения закона.
Между тем вторая сторона конфликта пока не спешит с оценками и выводами.
- Я пока не видела никаких документов, меня никто ни о чем не уведомлял, поэтому все эти разговоры я считаю пустой тратой времени, - говорит Маргарита Ускембаева. - Мне непонятны претензии в мой адрес, ведь я правозащитница и действовала в рамках уставной деятельности моей организации. Кампанию по защите Серика Асылбекова я веду с прошлого года. Вся моя активность легитимна, и если бы у компетентных органов были какие-то претензии в мой адрес, они бы их давно предъявили. Мне не совсем понятно, какое отношение ко всей этой истории имеет Аружан Саин. Я-то имею прямое отношение, поскольку участвовала в комиссии, созданной управлением образования после того, как произошел этот скандал. В составе этой комиссии я проводила мониторинг социальных учреждений на предмет насилия в отношении детей, в том числе в детдоме № 1. При этом я всегда соблюдала конфиденциальность и не называла имен детей. Так что все попытки дискредитировать меня как правозащитницу и детского психолога не имеют под собой никаких оснований.
К слову, нам не удалось получить официальных подтверждений о возбуждении досудебного расследования, о чем нам сообщила Аружан Саин. Мы будем следить за развитием событий.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы