4784

Просвещать, а не запрещать

В борьбе с экстремизмом и терроризмом представители власти зачастую перегибают палку, привлекая к ответственности за любое отклонение от общепринятых религиозных канонов. Это обстоятельство, а также отсутствие должной разъяснительно-профилактической работы со стороны духовенства провоцирует обратный эффект - порождает враждебно-протестные настроения среди верующих. Об этом на прошедшей в Алматы пресс-конференции заявили казахстанские адвокаты.

По мнению Айман УМАРОВОЙ, Бауыржана АЗАНОВА и Галыма НУРПЕИСОВА, бороться с экстремизмом и терроризмом необходимо, однако проблема заключается в том, что правоохранительные органы и органы нацбезопасности с подачи ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана) наказывают приверженцев нетрадиционных течений ислама порой просто за инакомыс­лие.
- У меня было пять процессов в специализированном межрайонном административном суде Жанаозена, а также в областном суде Мангистауской области, - рассказал Галым Нурпеисов (на снимке). - Во время этих процессов мы говорили, что Конституция предусматривает свободу вероисповедания и разнообразие в религиях, а также о том, что государство не должно вмешиваться в дела религий. Но представитель официального духовенства заявил, что в Казахстане государственной (!) религией является ханафитский мазхаб. И представитель управления по делам религий на данную реплику никаких возражений не сделал.
У меня был один подзащитный, который опоздал на коллективный намаз и самостоятельно молился в углу, - продолжил адвокат. - Он произносит “аминь”, а его потом вызывают, составляют протокол и признают виновным в воспрепятствовании законной религиозной деятельности (статья 490 КоАП РК). Во время процесса я спросил: каким образом он воспрепятствовал, если тихо сам молился в углу, никому не мешая? Был ответ: он нарушил правила мечети, в которых указано, что произносить “аминь” запрещено.
По словам Нурпеисова, все дело в некоем документе, принятом советом ученых ДУМК 16 ноября 2016 года, в котором сказано, что в Казахстане следует руководствоваться только ханафитским мазхабом, который как раз таки запрещает произнесение слова “аминь” после намаза.
- Тенденция к тому, что мы скатываемся в теократическое государство, налицо, - уверен адвокат. - И я считаю, что тут грубо нарушена не только Конституция, но и общечеловеческие законы.
У Айман Умаровой и Бауыржана Азанова в производстве тоже есть дела, связанные с “нетрадиционным” исламом. Только тут речь идет уже об уголовном преследовании - в основном по статье 174 (возбуждение религиозной враж­ды). И в этих случаях, по мнению адвокатов, проблема заключается прежде всего в недостатке специалистов-религиоведов, которые бы не просто записывали любого инакомыслящего в экстремисты (а ведь люди отправляются за решетку именно по результатам религиоведческих экспертиз), а могли провести грамотный анализ той или иной ситуации.
- Многие религиозные течения для нас новые. Мы не готовы к ним в том числе и потому, что после распада Советского Союза прошло всего-то 25 лет, - считает Умарова (на снимке). - И тот же самый ДУМК, который ограничивается тем, что говорит, что все, кто по этим правилам не живет, экстремисты, не должны себя так вести. Они должны принимать превентивные меры, объяснять людям, что да как. Нужно говорить о правовой грамотности и религиозной терпимости. И самое главное - нам нужны хорошие специалисты, и не просто теологи, а именно религиоведы. Потому что каждый теолог продвигает свое: если он приверженец одного мазхаба, он говорит, что только этот мазхаб правильный.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира Третьякова, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее