Спасатели взывают о помощи
Отгремели, отразившись в красивом глянце, традиционные республиканские противопаводковые учения “Көктем-2017”, в ходе которых службы по ЧС, как всегда, продемонстрировали для своего начальства отменную выучку и сноровку в спасении людей, и в отрядах вновь наступили суровые будни. Нынче весна обещает быть многоводной, а потому тревожной, в том числе и в Семее. Правда, может так статься, что здешним спасателям помочь попавшим в беду людям будет... нечем. Недавняя трагическая гибель 10-летнего мальчика, провалившегося под лед иртышской воды, и ее последствия обнажили фатальные проблемы семейского подразделения Восточного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда (ОСО) комитета по ЧС МВД республики.
В воскресенье, 5 марта, трое ребят заигрались на берегу протоки Иртыша в районе семейского поселка Восточного. Один из мальчишек - четвероклассник средней школы № 29 Данила ПРОХОРОВ - выбежал на замерзшую речку и провалился под лед в шести метрах от берега. Испугавшись, его друзья побежали домой. Когда страшная весть докатилась до мамы Данилы, оставалось только одно - искать тело утонувшего ребенка...
- О происшествии бойцам оперативно-спасательного отряда сообщили после шести часов вечера. Но они сказали, что не могут приступить к поискам, потому что уже темно, а у них нет прожекторов, - рассказывает дядя Данилы Сергей ПРОХОРОВ. - А на следующий день выяснилось, что, кроме лома и лопаты, у них вообще ничего нет! Тогда мы все сами им привезли - и бензопилы, и бензин. Потом скинулись и купили подводную камеру…
Оценив ситуацию, родственники Прохоровых с добровольцами, особо не надеясь на спасателей, самостоятельно искали утонувшего ребенка. И в итоге именно они указали точное местонахождение тела Данилы под толщей льда!
- Нас прогоняли со льда: мол, присутствие посторонних - грубое нарушение техники безопасности, - угрюмо продолжает Сергей Прохоров. - Но когда уходили спасатели, мы выходили на поиски. Шел уже третий день, когда мы решились на эксперимент. Тушу барана по весу, сходному с весом 10-летнего ребенка, завернули в одежду, сверху обмотали светодиодами и вечером 7 марта скинули в прорубь в том месте, где утонул наш Данилка. На следующий день, дождавшись, когда спасатели ушли на обед, приступили к поиску свечения подо льдом. Нашли уже через час в 500 метрах от места, где случилась трагедия. До этого мы примерно рассчитали, что вода донесет тушу к тому месту, куда отнесло моего племянника. Так и получилось... Спасатели прорубили лунку, спустился водолаз с подводной камерой и увидел тело нашего мальчика.
Понятно, Данилу уже не вернешь - 10 марта его похоронили. Но остался открытым вопрос: почему семейские спасатели не обеспечены самым необходимым?
- У них действительно плохое оснащение, - признался в разговоре с корреспондентом “Времени” начальник Восточного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда КЧС МВД Игорь ЛАПЕНЛАВСКИЙ. - Раньше они были водно-спасательной службой. Вот уже полтора года как их присоединили к нашему отряду, который сразу был нацелен на выполнение задач особой сложности. Из них же мы только пытаемся сделать спасателей. По сути, они водолазы. Водолазным оборудованием они обеспечены. Еще у них есть кайло, лом, лопата, чтобы лед долбить… А вот о современных средствах, о той же подводной камере, им пока остается только мечтать! Мы пытаемся это исправить. Все упирается в финансы. Мы подали заявки. По последним данным, наши заявки приняты. Но вся проблема в том, что таких подразделений у нас в Восточно-Казахстанской области шесть, и все нуждаются в оснащении…
В свою очередь руководитель семейского подразделения Восточного ОСО Куанышбек БАЙТУГАНОВ отметил в беседе со мной:
- Раньше никто не тонул в то время, когда толщина льда в некоторых местах больше метра! Лом ломается, да и не каждая бензопила берет. А под толщей льда - сильнейшее течение. Вода буквально бурлит! Водолаза страшно было лишний раз спускать. Трос оборвется - и все, у человека не будет ни одного шанса выбраться из-подо льда! До этого особых трудностей с поиском утопших не возникало. Единственное, девочку, которую якобы мать кинула в Иртыш, мы так и не нашли (об этом случае наша газета писала не раз - см. “Нашли лишь куртку”, “Моя ужасная мама”, “Нет тела - нет дела?” от 27.10, 2.11.2016 г. и 2.2.2017 г. - М. Г.). Но там история темная: родственники полагают, что женщина, признавшаяся в жутком поступке, на самом деле кому-то отдала или даже продала свою полуторагодовалую дочку.
В итоге Куанышбек Байтуганов признал: на сегодняшний день сотрудники семейского подразделения ОСО, по сути, не спасатели, а... трупоискатели. И даже новое оборудование не в силах это изменить. Потому что одна водно-спасательная станция обслуживает прибрежную территорию протяженностью 300 километров! Сюда входит не только Семей, но и Бескарагайский, Бородулихинский, Абайский районы, а также бассейн Шульбинского водохранилища. Когда спасатели добираются до места вызова, им остается только выловить тело утонувшего…
- В это сложно поверить, но в городе с населением 340 тысяч человек нет ни одного легального пляжа! - сокрушается Куанышбек Байтуганов. - А значит, и дальше горожане будут купаться в не приспособленных для этого местах и… тонуть! Иртыш - коварная река! Ледяная вода, сильнейшее течение, обилие опасных водоворотов и крайне засоренное дно. Но хуже всего, что люди не слушают наших предостережений. Вот из окна вижу, как на льду расселись рыбаки. А уже весна! Лед истончается, причем не сплошняком, а на некоторых участках. Не знаешь, где угодишь в западню… Призываю родителей: берегите своих детей! Вы просто не представляете, каково это - доставать из воды мертвого ребенка…
Какое уж тут спасение - о чем вы?..
Милана ГУЗЕЕВА, фото предоставлены Восточным региональным ОСО и родственниками Данилы ПРОХОРОВА, Семей