На “Оңай!” надейся, а наличность имей
Почему в общественном транспорте Алматы не прижилась система электронного билетирования пассажиров
Ровно год назад, 11 января 2016-го, в южной столице полноценно - именно так тогда заявляли местные власти! - заработала первая в Казахстане система электронного билетирования пассажиров городского общественного транспорта. Главной ее целью был полный отказ от наличности при обеспечении прозрачности доходов перевозчиков и достоверности данных о пассажиропотоке. При этом, по идее, пассажиры должны были искрить от счастья, передвигаясь в новеньких и чистеньких автобусах под управлением неукоснительно соблюдающих ПДД, чрезвычайно вежливых водителей. Но - не случилось... Мы задали нашим экспертам единственный вопрос: почему провалилась система “Оңай!”?
Роберт КАН, бывший глава Ассоциации частных перевозчиков Алматы, ныне директор таксомоторного парка №1:
- Факторов, которые повлияли на то, что электронная система не сработала так, как было задумано, очень много.
Во-первых, мы побежали впереди паровоза и толком не подготовились к нововведениям. Терминалы оплаты оказались несколько устаревшими, не была до конца продумана система пополнения карт (деньги, закинутые на них, поступают не сразу, а через 10-15 минут, чем пользуются некоторые граждане), народ оказался не готов к таким переменам: люди не хотели - да и по-прежнему не хотят - пользоваться карточками.
Во-вторых, не была налажена работа службы контроля - ее в принципе завалили. Это расслабило людей. При этом по закону контролер не может оштрафовать безбилетника - ему нужно вызывать полицейского. Это тоже минус. В результате сегодня, по нашим оценкам, только около 30 процентов пассажиров пользуются карточками “Оңай!”, 10-15 процентов - зайцы, все остальные расплачиваются наличными.
Сказалась и экономическая ситуация: мы видим, что те люди, которые раньше исправно платили по карте, в какой-то момент перестали это делать. Люди стараются сэкономить на всем.
Есть проблемы с льготной категорией граждан, пользующихся электронными проездными билетами. Они должны каждый месяц пополнять их, но делают это в силу разных причин не все. Они просто подходят к водителю и дают ему 40 тенге, хотя согласно принятым горакиматом нормам наличными можно оплатить только 80 тенге, льготы в таком случае не действуют.
Сейчас городские власти выплачивают перевозчикам компенсацию за льготную категорию пассажиров, но при этом из-за той ситуации, о которой я сказал выше, нет четкого учета таких граждан. В связи с этим мы теряем часть прибыли.
В-третьих, водители автобусов, мягко говоря, не приветствовали эту реформу: они привыкли к тому, что каждый день у них есть определенный доход, который их устраивает. Беда в том, что в наших автопарках водителей с пропиской в Алматы всего 10-15 процентов, основная масса - приезжие. При этом общая нехватка водителей - около 30 процентов. И есть категория, которую мы называем “бегунки”: они стараются работать на прибыльных маршрутах. Отсюда и множество проблем, о которых все прекрасно знают.
Сейчас мы оказались в патовой ситуации. Нужно было сначала продумать все те моменты до мелочей, о которых я говорил, поменять законодательную базу, а уже потом внедрять электронное билетирование пассажиров.
Сабит АМАНБАЕВ, генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана:
- Я бы не сказал, что система провалилась. Скорее так: на данный момент она работает неудовлетворительно, и мы, люди, имеющие отношение к транспортной сфере, должны сделать все, чтобы изменить ситуацию.
Сегодня (10 января. - О.А.) будет собрание по согласованию общей позиции перевозчиков и ТОО “Транспортный холдинг г. Алматы”, а затем встреча в городском акимате, на которой в том числе будет обсуждаться и вопрос, связанный с “Оңай!”. Электронное билетирование нужно всем, и мы должны улучшить его работу.
В чем одна из главных проблем, из-за которых система не сработала в полную силу? У нас не было и нет общей, единой политики в этой сфере. Каждый автопарк сам решает, как он будет действовать, и работает по тем правилам, которые считает для себя наиболее удобными. У нас есть перевозчик, который по-прежнему выдает бумажные (еще советского образца. - О.А.) билеты, другие автопарки взяли на себя контролерские функции и содержат штат кондукторов, кто-то вообще не имеет своей контрольной службы и потому работает по договору с транспортным холдингом. То есть ситуация очень разношерстная.
Теперь мы ищем компромисс. Он необходим. Потому что работу по развитию системы “Оңай!” останавливать нельзя.
Байболат БАЙМАХАНБЕТ, заместитель директора ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций”:
- Я считаю, что система “Оңай!” действительно провалилась. Я назову лишь основные причины, из-за которых это произошло.
Перво-наперво нужно было кардинально изменить подходы к оплате труда водителей. Сделать все, чтобы они сами в первую очередь были заинтересованы в том, чтобы пассажиры оплачивали проезд через терминалы. Повысить зарплаты, привязать их к соблюдению графиков и интервалов движения, количеству жалоб от пассажиров и т. д.
В советские времена я был генеральным директором автотранспортного предприятия с зарплатой примерно 350 рублей в месяц, а мои водители получали 600-650 рублей. Потому что водительский труд - адский, и он должен хорошо оплачиваться. А у нас водитель работает на план. Если бы мы изменили систему оплаты изначально, то имели бы результат. Но этого не произошло.
Причина вторая: в Алматы смонтировали морально устаревшую систему электронного билетирования. Терминалы принимают оплату только по карточками, хотя в мире принята практика, когда можно расплатиться и наличными. У нас такая возможность появилась только через несколько месяцев после внедрения системы.
И последнее. Такие нововведения нужно заранее обсуждать и со специалистами, и с неравнодушными людьми, в том числе и на общественных слушаниях. А у нас все сделали келейно. И теперь, что самое интересное, никто ни за что не отвечает! Все смотрят на ситуацию со стороны.
Елена ЕРЗАКОВИЧ, менеджер проекта ПРООН ГЭФ “Устойчивый транспорт города Алматы”:
- Выправить ситуацию вполне реально, поэтому я не считаю, что работа системы “Оңай!” провалилась. Главное, чтобы все понимали, что это делается в первую очередь для удобства самих пассажиров.
С моей точки зрения, акимат изначально не совсем правильно выстроил взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства, по принципам которого и внедрялся этот проект. Почему-то считается: если есть инвестор, то он все сделает правильно и принесет результат на блюдечке с голубой каемочкой. Но общественный транспорт - это та сфера, где нужно было работать вместе. А у нас изначально не было договоренностей в части того, кто и за что отвечает. Из-за этого и возник ряд проблем.
Сейчас все ждут, когда узаконят дифференцированный проездной тариф, с внедрением которого оплата проезда в общественном транспорте наличными станет менее выгодной. Да, это решит часть проблем - люди охотнее будут платить карточкой. Но нужно целенаправленно пропагандировать электронные виды платежей. Мобильные телефоны тоже когда-то казались диковинкой, а сейчас мы без них жить не можем.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы