Подарок с душком
Инвалид из актюбинского Хромтау Нурбол НУРЖАНОВ фактически живет в подъезде, а не в новой квартире, подаренной местными властями.
Однокомнатную квартиру в новом двухэтажном доме Нурболу Нуржанову, инвалиду первой группы, власти Хромтауского района предоставили четыре года назад. Этого счастливого дня семья ждала долгие годы.
- В годовалом возрасте мой сын заболел гриппом, - вспоминает мать Нурбола Манига САМУРАТОВА. - Мы жили тогда в небольшом ауле Копа, который с осени до лета оставался практически отрезанным от всего мира. Вот и в тот год все дороги замело снегом, и мы несколько дней ждали самолет санавиации. Меня с сыном транспортировали в райцентр, но было уже поздно: у Нурбола наступило осложнение. С тех пор он не разговаривает, не развивается, никого не узнает.
Сегодня Нурбол уже взрослый мужчина, но его развитие остановилось на уровне пятилетнего ребенка. Он не может даже самостоятельно есть. Мать-пенсионерка готовит ему еду, купает, следит, чтобы он вовремя принимал лекарства.
- А за те четыре года, что мы переехали в новый дом, наше здоровье резко ухудшилось, - тяжело вздыхает женщина. - Квартиру изнутри поедает плесень. Мне приходится каждый день мыть окна и стены, буквально соскребать черный налет.
Плесень и вправду повсюду. Стоит открыть дверь в квартиру Самуратовых, как в нос тут же бьет специфический запах. Плесенью пропахло все имущество владельцев квартиры, даже одежда имеет неприятное амбре.
- В самом плачевном состоянии, конечно же, ванная комната, - говорит Манига-апай. - К утру здесь становится настолько влажно, что со стен струится вода.
Как мы сами убедились, вода действительно стекает на пол, который приходится высушивать каждый час.
Не в лучшем виде комнатные стены и подоконники.
- Я всячески пыталась вывести грибок, но ничего не получается! - обреченно бросает пенсионерка. - Летом, открыв все окна и двери, казалось бы, высушила квартиру, затем приклеила к стенам пенопласт, сделала затирку, но с наступлением холодов плесень начала расти с новой силой. Я поменяла напольное покрытие, изучала систему вентиляции, думала, может, на стадии возведения строители что-то начудили. Все тщетно.
По словам Манигы-апай, в первый год после новоселья ей было стыдно идти к местным властям со своей проблемой. Не просила акимат она и о ремонте, не говорит Самуратова и о своих затратах на ежедневную уборку: мол, дареному коню в зубы ведь не смотрят. Но теперь молчать, говорит женщина, она не может. Бороться с плесенью уже нет сил.
- У меня зоб уже много лет, а два месяца назад перенесла операцию. Сын - инвалид I группы. На его теле язвы, он почти не ходит. Воздух в квартире, как мне кажется, опасный. Мы все время кашляем, - рассказывает Манига Самуратова. - Чтобы проветрить помещение, я вынуждена часто открывать окна, в итоге с сыном часто простываем. Из-за грибка Нурбол почти целыми днями сидит в подъезде: там плесени нет, и дышать легче.
Не так давно мать инвалида обратилась в суд с просьбой признать жилье, предоставленное хромтаускими властями, непригодным для проживания и предоставить ей другую квартиру. Однако тяжбу пенсионерка проиграла.
Тем не менее помощь пришла, как это иногда случается в таких ситуациях, откуда не ждали. Месяц назад к Ерболу наведались сотрудницы районного отдела занятости и социальных программ. Специалисты ТЫНЫМБАЕВА и ЕГЛАЗИНА обследовали жилье и подтвердили, что квартиру поедает плесень. В акте обследования члены комиссии подробно описали увиденное собственными глазами - плесень и стекающую по стенам влагу. В заключение представители райакимата написали, что рекомендуют властям предоставить другое жилье инвалиду I группы Нурболу Нуржанову и его матери Маниге Самуратовой. У пенсионерки забрезжил слабый лучик надежды.
Но под силу ли выполнить эти рекомендации Амангали БЕРДАЛИНУ, недавно назначенному акимом Хромтауского района? Пока Манига-апа никак не может попасть к нему на прием, несмотря на все свои старания. Хотя чиновник демонстрирует открытость и близость к народу. По крайней мере, страница Хромтауского райакимата в соцсети обновляется ежедневно и изобилует информацией о каждом шаге акима.
Антон МОЛДИН, фото Азамата НАСЫРОВА, Актобе