5778

Земля под газом

Вот уже пять лет фермеры Байзакского района Жамбылской области борются за право крестьянствовать на своей же собственной земле, после того как в нее были зарыты трубы магистрального газопровода Казахстан - Китай. И несмотря на то, что земельный вопрос давно уже стал в нашей стране политическим, местные власти молчаливо наблюдают, как нарастает градус терпения сельчан…

Два года назад мы рассказали нашим читателям умопомрачительную историю о том, как пожилая апашка собралась выкапывать магистральный газопровод, лишивший ее возможности возделывать землю на своем участке. На случай неудачи (которая была абсолютно гарантирована) у Марии ИБРАИМОВОЙ имелся план Б: поехать в Китай и пожаловаться на руководство ТОО “Азиатский газопровод”, вынудившее ее прибегнуть к столь экстравагантной мере (см. “Фермер Мария Ибраимова чиновникам: Если вы не отзоветесь, я пожалуюсь в Китай!”, “Время” от 25.6.2014 г.). И Мария таки съездила в Китай! Но обо всем по порядку.
Сначала напомним читателям историю конфликта. В 2007 году Китайская национальная нефтегазовая корпорация в лице Trans-Asia Qaz Pipeline Company Limited (“дочка” CNPC) и АО “КазТранс­Газ” в рамках соглашения между правительством РК и КНР приняли решение о совместном строительстве и эксплуатации магистрального газопровода Казахстан - Китай. Для чего было создано ТОО “Азиатский газопровод”. В Байзакском районе под газопровод попадали 344 гектара земли. В связи с этим акиматы Байзакского района и Жамбылской области приняли постановления, где оговаривались условия компенсации земледельцам убытков, связанных с временным (в течение трех с половиной лет) использованием участков компанией “Азиатский газопровод”. Определили сроки возврата - к 1 декабря 2011 года. То есть местные власти выступили гарантами того, что с крестьянской землей ничего плохого не случится. Люди властям поверили.
Земледельцы получили положенную им денежную компенсацию и уже считали дни, когда развороченную землю ТОО “Азиатский газопровод” приведет в порядок, то есть проведет ее рекультивацию.
Надо сказать, любая рекультивация сельскохозяйственных земель проводится в два этапа: сначала выполняется техническая рекультивация, то есть выравнивание поверхности земли, а затем биологическая рекультивация - внесение удобрений, посадка многолетних трав и трехлетний уход за ними - для восстановления плодородного слоя почвы. И все это детально прописывалось в договорах.
Техническую рекультивацию компания провела, то есть траншеи с трубами засыпала. А вот био­логическую...
В общем, время идет, сроки проходят, а ничего не делается! На испорченной земле с раскуроченными дренажными системами, разрушенными подъездными путями, развороченными лесозащитными полосами сажать уже было ничего невозможно. И тогда часть людей просто покинула свои наделы. А другая часть решила отстаивать свои права на свою землю и на свой труд на ней.
Одна из них - Мария Ибраимова, глава крестьянского хозяйства “Мария”. С ней вместе на встречу с корреспондентом газеты “Время” пришли Аскар ОТА­РОВ из крестьянского хозяйства Айдоса Ота­рова и агроном КХ “Ахтамберды” Хабиба СЕЙСЕНКУЛОВА. Всем им было что сказать.
- Многие крестьяне, не очень грамотные, получив мизерные суммы компенсации - по 50-80 тысяч тенге, оказались и этому рады и уже не стали больше никуда обращаться, - рассказывает Аскар Отаров. - Они, кстати, не знали, что с этой суммы надо еще платить 10-процентный налог, и впоследствии подверглись штрафам, порой превышающим сумму компенсации.
- Посмотрите вокруг: вы сами видите своими глазами, что здесь все заросло и земля не используется, - вступает в разговор Хабиба Сейсенкулова. - Мы не можем даже арыки прокопать глубже чем на 40 сантиметров - возле газопровода не положено. То есть обеспечить полноценный полив не представляется возможным. А значит, мы не можем ничего посадить.
- В 2011 году я поехала в головной офис ТОО “Азиатский газопровод”, находящийся в Алматы, порасспросить, когда же нам станут производить рекультивацию, - подхватывает разговор Мария Ибраимова. - Представьте мое потрясение, когда я узнала, что рекультивация у нас… проведена! “Выполнило” ее некое ТОО “НурПромСтрой-10” на всех 344 гектарах, получив за эти работы от заказчика четыре миллиарда тенге! Акт о приемке работ от 30.6.2010 г. тайно от нас, земледельцев, подписала комиссия районного акимата под председательством тогдашнего заместителя акима Байзакского района Бердибека ОМАРОВА. То есть на бумаге все это было проделано, и за хорошие деньги, а в реальности там конь не валялся.
Я решила докопаться до истины: кто и каким образом обстряпал дельце за нашими спинами - и поехала на поиски фирмы в Шымкент, - продолжает женщина. - Но кроме обшарпанной лачуги и пары старых тракторов по указанному в документах адресу “НурПром­Строя” по улице Ползунова, ничего больше не обнаружила. Руководителя ТОО Нурлана БЕЙСЕЕВА я разыскала в Казыгуртском районе в селе Жана Талап по улице Жана жолы, и он цинично мне заявил: “Я ваш Байзакский район знать не знаю. А деньги за подписанный акт кому надо я уже отдал”.
Я, кстати, съездила не только в Южный Казахстан, но и в Китай, как и обещала. В Пекине пошла в головную китайскую фирму. А меня там, оказывается, знают, так как прочитали статью во “Времени” и наблюдали через спутник, как я пыталась выкопать газопровод! Мне даже переводчик не понадобился, так как там все прекрасно говорят по-русски. Я, конечно, стала предъявлять претензии: дескать, вы губите нашу землю - это не красит великую страну. А они мне отвечают: “Это не мы, ваши же люди это и делают”. И посоветовали мне обратиться в суд.
Мария и ее товарищи по несчастью вняли совету и стали судиться с “Азиатским газопроводом”. Свои первые иски о том, чтобы обязать это ТОО провести рекультивацию, крестьяне выиграли. Решения специализированного межрайонного экономического суда Жамбылской области вступили в законную силу. Эти решения и по сей день никем не отменены, однако почему-то не исполняются!
Между тем та же самая судья Гаухар КОЖАНТАЕВА, что выносила решение по участку Марии, уже в следующем иске - о возмещении убытков от неиспользования земель, истице отказала. На том основании, что рекультивация, по мнению судьи, в 2010 году проводилась. То есть вчера не проводилась, а сегодня проводилась.
Удивительно, что вышеназванный Нурлан Бейсеев, чье ТОО получило четыре миллиарда тенге за невыполненную, по уверениям земледельцев, работу, до сих пор не допрошен правоохранительными органами! А ведь заявлениям на его счет несть числа. Одна только Мария написала штук двадцать в самые разные инстанции.
- Наверное, ни один сотрудник антикоррупционной службы и ни один прокурор не знают, где живет этот Бейсеев, проходивший подозреваемым по другим делам, где он сейчас находится, действует ли его ТОО до сих пор, - сетует юрист Ерлан САТЫБАЛДИЕВ, представляющий интересы КХ “Мария”. - Где документы, подтверждающие проведение им рекультивационных работ, где банковские отчеты о получении четырех миллиардов тенге, где налоговые отчисления с этой суммы, где его декларация? Эти вопросы мы задаем из заявления в заявление - и хоть бы раз получили ответ. С превеликим трудом через обращение в Генеральную прокуратуру мы добились возбуждения уголовного дела по факту неисполнения договорных обязательств (до этого финполиция отказала, а в сентябре 2015 года прокуратура Жамбылской области постановление об отказе отменила и сама возбудила дело). Но следователь антикоррупционной службы СЫРДАУЛЕТОВ тихой сапой, даже не уведомив об этом заявителей, дело прекратил. Последовала новая отмена и передача материалов в службу экономических расследований департамента госдоходов, следователь которой САКУЛОВ приостановил дело “за неустановлением лица, совершившего уголовное правонарушение”. И вот буквально на днях прокуратура области это постановление вновь отменила.
...Мы покидаем участки земледельцев под завывание ветра, гоняющего по буеракам колючки.
- Мое личное ощущение, что крупные компании у нас в Казах­стане делают что хотят, наши законы для них не писаны, - подытоживает наш разговор Аскар Отаров. - А наши исполнительные органы юлят перед ними, вместо того чтобы защищать законные интересы простых граждан, пахарей. Нас, фермеров, не раз приглашали в районный акимат, где замакима Дулат СУЛТАНБЕКОВ, а до этого Бердибек Омаров вели с нами душеспасительные беседы, взывая к патриотическим чувствам: мол, газопровод - дело государственной важности, страна от этого выиграет. А вот выиграем ли мы, простые крестьяне, которые фактически потеряли свои поля? Моя земля в 26,6 га выведена из сельхозоборота, хотя я за нее исправно плачу налоги. То же самое и у остальных.
- По нашим подсчетам, - отмечает собеседник, - только по Жамбылской области по трем ниткам газопровода выведено из оборота около 5 тысяч гектаров пахотных и поливных земель, пастбищ и сенокосов. И ни один исполнительный орган не шевелится. Судебные решения не исполняются. Мы обратились в земельную комиссию и получили ответ, что наше заявление перенаправлено в Минсельхоз, а оттуда нам сообщили, что это не их компетенция. Но чья же тогда?!
Мы тоже решили поискать ответ на этот вопрос и позвонили заместителю акима Жамбылской области Абдалы НУРАЛИЕВУ. Вот дословно наш диалог:
- Фермеры фактически остались без земли, область потеряла часть урожая. Можно ли как-то помочь крестьянам в удовлетворении их справедливых требований?
- Но там в основном сделана рекультивация.
- У вас неверные сведения.
- Я сейчас нахожусь в командировке в другой области. Приеду - выясню этот вопрос и с вами свяжусь.
Что ж, мы ждем.

Галина Выборнова, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область

Поделиться
Класснуть