9844

Загадки следствия

 

Прокуроры и полицейские покрывали преступную группировку?

На днях приказом генерального прокурора Жакипа АСАНОВА несколько высокопоставленных прокуроров из Карагандинской области были освобождены от занимаемых должностей. Причиной зачистки послужила жалоба жителя Темиртау на нарушения, допущенные сотрудниками надзорного органа при квалификации действий подозреваемых по целому ряду уголовных дел. Эти скупые официальные строки, увы, не передают всей полноты большой трагедии, обрушившейся на маленького человека. Корреспондент газеты “Время” отыскал заявителя Каната АЛПЫСБАЕВА и узнал от него много скандальных подробностей, которые могут поставить жирный крест на карьере не только вышеупомянутых блюстителей законности.

- За два года я написал 32 жалобы прокурорам! - выкладывая перед собой увесистую папку бумаг, “отчитывается” пенсионер МВД Канат Алпысбаев. - Все это время темиртауская и областная прокуратуры присылали мне в ответ лишь дежурные отписки. Минувшим летом я решился поехать в Генеральную прокуратуру. На проходной сказали, что меня примет дежурный сотрудник. Я же потребовал встречи с кем-либо из руководителей. Достал лезвие, хотел вены и живот себе порезать. Но успел только палец на руке поранить. Кровь сильно хлынула, я весь ею перепачкался. Что там началось! Полицейские ко мне кинулись, руки назад заломили и держали так, пока “скорая” не приехала… 

Удивительно, но этот отчаянный поступок помог темиртаусцу попасть в кабинет заместителя генпрокурора Ерлика КЕНЕНБАЕВА. Посетитель рассказал ему историю о гибели сына и о том, что причастные к его смерти люди благодаря странному поведению правоохранителей остались безнаказанными. После этого из Астаны в Караганду с проверкой выехала группа следователей, которая нашла подтверждение доводам горюющего отца.
В прологе этой истории лежит криминальная драма, разыгравшаяся в городе металлургов два года назад. Отметим, что, обрисовывая картину преступления и последующие события, мы опираемся на оказавшиеся в нашем распоряжении официальные документы. Итак, вечером 6 сентября 2014 года в Темиртау произошло столкновение членов двух местных группировок. Некий Алексей МОРЕВ пожаловался своему знакомому Ахмедулле ЕСИМБАЕВУ по прозвищу Аркаша на местного жителя Мейрама АЛПЫСБАЕВА, мол, тот на протяжении долгого времени вымогает деньги и угрожает его семье. Есимбаев вызвался разрулить проб­лему. К предстоящей разборке подключились еще четыре человека: Павел ЗАДОРОЖНЫЙ, Алексей БУРЦЕВ, Алик КУРБАНАЛИЕВ и Турадж ДЖАБИЕВ. Вся эта компания, вооружившись обрезами, на двух автомобилях марок “мерседес” и БМВ стала колесить по городу в поисках обидчика Морева. Вскоре им попалась на глаза серебристая “субару” Алпысбаева. Преследователи некоторое время гонялись за ней по Темиртау, пока не настигли в районе местного рынка. Своими автомобилями злоумышленники прижали к обочине и заблокировали с двух сторон машину жертвы. А затем несколько человек, включая Морева, вышли на дорогу и стали силой вытаскивать из салона Алпысбаева. Вместе с Мейрамом в “субару” находился его друг Олег ЮЖАКОВ. Опасаясь за свою жизнь, парень решил сбежать. Вслед ему прозвучало два выстрела. Оба заряда дроби угодили в бедро. Но, несмотря на это, раненому Южакову все-таки удалось скрыться.
Потом внимание преследователей вновь переключилось на Мейрама Алпысбаева. Его затолкали в БМВ и повезли в степь. “Субару”, за руль которой уселся Морев, тоже последовала за город. Злоумышленники двигались по трассе Алматы - Астана и в районе Тещиного ущелья свернули на проселочную дорогу. Примерно через километр остановились и стали избивать Алпысбаева руками, ногами и прикладами обрезов. После истязаний Морев с близкого расстояния выстрелил в Мейрама. В результате у жертвы оторвался средний палец левой руки и оказались сломанными фаланги соседних пальцев. Кроме того, дробь насквозь пробила левую ногу, повредив при этом бедренную артерию. Затем раненого Алпысбаева затащили в багажник его иномарки и закрыли на ключ. Услышав, что недруги
уехали, Мейрам откинул изнутри заднее сиденье и пробрался в салон, о чем свидетельствуют обнаруженные в машине следы крови. Однако уехать он не успел, поскольку его обидчики неожиданно вернулись на место преступления. Ослабевшего Алпысбаева вытащили из автомобиля и бросили на землю. Машину заперли, ключ забрали с собой и на этот раз отбыли окончательно. Чуть позже Мейрам скончался от обильной кровопотери.
Примечательно, что практически все участники преступления сразу пустились в бега. Об исчезновении Алпысбаева никто из близких в полицию не заявлял. Тем удивительнее, что тело погибшего темиртаусца люди в погонах обнаружили весьма оперативно - уже на следующий день после разборки. Как?
- В эту историю каким-то образом оказались замешаны сотрудники УБОПа, - поясняет отец погибшего. - В материалах дела есть упоминание, что полицейские тоже присутствовали на месте преступления. Хотя они это отрицают. В суде один из оперативников рассказывал, что обнаружил труп абсолютно случайно. Будто бы ехал по трассе и заметил, как вдалеке что-то блеснуло. Решил проверить и так нашел тело моего сына и его машину. Не верится в эту сказку. Тем более что позже выяснилось - этот оперативник является одноклассником Аркаши…
И ведь Канат Алпысбаев ничего не придумал. Шестеро убоповцев действительно подозревались в причастности к преступлению, но постановлением следователя уголовное преследование в отношении их было прекращено.
Расследование вообще велось очень чуднó. Спустя пару месяцев после трагедии сыщики сумели повязать главного подозреваемого Морева - буквально сняли его с самолета, вылетающего из Астаны в Россию. Тот поначалу не признавался, что стрелял в Алпысбаева, а также выгораживал некоторых подельников. Благодаря такой тактике Турадж Джабиев и Алик Курбаналиев стали считаться свидетелями. Первый, к слову, скрываться не стал, а второй до сих пор где-то прячется. По первоначальным показаниям Морева, оба хоть и участвовали в погоне за Алпысбаевым, но активной роли в столкновении группировок не играли.
В марте 2015 года Морева начали судить в Темиртауском горсуде. В вину ему вменялось лишь незаконное хранение оружия и причинение человеку тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть. Выступавший в качестве потерпевшего Канат Алпысбаев и представлявший его интересы адвокат заявили ходатайство об отправке дела на дополнительное расследование, ввиду того что подсудимому почему-то не вменили обвинение в похищении человека и угоне автомашины погибшего. А еще старшему Алпысбаеву не нравилось, что к ответственности привлекли только одного человека, а не всю группу. Судья Нурлан АСАНОВ с его доводами согласился и через прокурора Темиртау вернул дело следователям.
В сентябре 2015 года дело вновь поступило в тот же горсуд. К прежним обвинениям Морева добавилось еще похищение человека. И тут подсудимый согласился на сделку с прокуратурой о признании вины.
- Я не стал протестовать по этому поводу. Потому что Морев взамен пообещал дать показания, изобличающие его подельников, -
говорит Канат Алпысбаев. - Благодаря этому все ранее вынесенные постановления о прекращении уголовных дел были отменены. Остальных подозреваемых объ­явили в розыск, дело в отношении их было выделено в отдельное производство. А Морев получил срок “ниже низшего предела” - четыре с половиной года заключения.
Следующий виток событий пришелся на минувшее лето. Следователи взяли под стражу Тураджа Джабиева, все-таки посчитав его участником похищения Алпысбаева. Суд сначала санкционировал ему арест, но чуть позже снова освободил подозреваемого из-за того, что следствие перестало иметь к нему претензии. Впрочем, на воле Джабиев пробыл недолго. После того как Канат Алпысбаев побывал в Генпрокуратуре, его вновь упекли за решетку. Постояльцем следственного изолятора недавно стал и Алексей Бурцев, которого сыщики отыскали в России и экстрадировали на родину. Пока шла вся эта чехарда, прятавшийся в той же России Ахмедулла Есимбаев повесился. В бегах продолжают находиться лишь Курбаналиев и Задорожный.
Вот согласитесь, возникает недопонимание: с чего вдруг правоохранители и представители темиртауского надзорного органа столь лояльно относились к подозреваемым, практически в открытую уводя их от ответственности? Вот и у генпрокурора Жакипа Асанова, судя по направленному им кассационному протесту в Верховный суд, возникло много вопросов к подчиненным. Ему стало очевидно, что вынесенный Мореву приговор следует отменить ввиду его несоответствия фактическим обстоятельствам дела. По мнению генпрокурора, полицейские неверно квалифицировали букет преступлений, совершенных группировкой Есимбаева (а прокуроры из Темиртау и областного ведомства, надзирающие за следствием, ведь изначально могли это заметить и исправить ситуацию). Асанов отметил, что речь идет вовсе не о причинении тяжкого вреда здоровью человека, а об умышленном убийстве, совершенном группой лиц. Еще он счел, что к списку преступлений помимо похищения человека и незаконного хранения оружия следует добавить угон автомобиля Алпысбаева и покушение на убийство чудом спасшегося Олега Южакова. И ведь Верховный суд согласился с доводами генпрокурора, отменив приговор и отправив дело на новое рассмотрение в тот же Темиртауский гор­суд. Впрочем, разбирательства, по всей видимости, не состоятся. Как полагает Канат Алпысбаев, материалы по Мореву вновь вернут следователям и объединят с делами других подозреваемых.
Отметим еще один немаловажный момент. Недавно из Карагандинского областного департамента КНБ отцу погибшего пришло уведомление о том, что производство досудебного расследования по уголовному делу в отношении сотрудников УБОП по статье 361 УК (злоупотребление должностными полномочиями) вновь возобновлено. Так что не исключено, что в ближайшее время разразится еще один скандал.
- Я знаю, люди говорят, что мой сын тоже был членом преступной группировки, что тоже не был белым и пушистым. Но это ведь не значит, что причастные к его гибели лица не должны отвечать за свои преступления! - говорит Канат Алпысбаев. - У него остались трое сыновей, младшему всего два года. Постоянно спрашивают: где папа? Я сам инфаркт после смерти Мейрама перенес. И я сделаю все, что смогу, чтобы добиться справедливого наказания для всех участников убийства сына.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть