2798

Лишь бы не хуже!

Об особенностях карагандинских общественных пассажироперевозок

В Караганде вновь запахло жареным. Отчего тут периодически возникают транспортные коллапсы? Почему не получилось открыть в городе муниципальный автопарк? Как чиновники и перевозчики бьются за тариф на проезд? Об особенностях сферы местных пассажироперевозок - в материале нашего корреспондента.

Шахтерская Караганда - не мегаполис (согласно официальным данным, сейчас здесь проживает порядка полумиллиона человек), и по уровню доходов на душу населения явно уступает обеим столицам. Возможно, именно поэтому общественным транспортом карагандинцы пользуются весьма активно: по последним сведениям, объем пассажирооборота составляет почти 400 тысяч человек в день (для сравнения: в миллионной Астане - 850 тысяч, в Алматы с населением 1,7 миллиона человек - 500-600 тысяч поездок в сутки. - И. М.). На внутригородских перевозках задействовано девять автопарков с 952 единицами подвижного состава. Автобусы курсируют по 57 городским и 11 пригородным маршрутам.
Но вряд ли сейчас найдется карагандинец, довольный работой общественного транспорта. Обычная поездка нередко превращается в захватывающий, но далеко от приятных эмоций и ощущений аттракцион, посещая который пассажир окунается в мир пыльных салонов, хамства кондукторов, нарушающих ПДД водителей. О столичном качестве услуг приходится только мечтать. Обстановка скорее схожа с алматинскими реалиями, разве что без назойливых зазывал, скандирующих: “Оптовка! Барахолка!” Хотя стоимость проезда одинаковая - 80 тенге.
Однако на днях карагандинские перевозчики решили, что их услуги следует оценивать дороже, и подали заявку в акимат на увеличение тарифа. По их утверждениям, из-за роста цен на топливо и запчасти они стали нести значительные убытки, которые решили возместить за счет пассажиров. Горожане напряглись и теперь взволнованно наблюдают за потугами чиновников разрулить проблему.
Дабы понять, что к чему, есть резон припомнить недалекое прошлое. Предыдущая надбавка к тарифу в 2014 году прошла с большим скандалом. После сетований крупных перевозчиков по поводу увеличения расходов на подорожавшую солярку, местные власти позволили им взвинтить цену на поездку с 50 тенге сразу на 30 “целковых”. Карагандинцы кипели не только в соцсетях, но и решились на открытый протест: устроили шествие по центральному проспекту. Примечательно, что новая цена огорчила не только пассажиров, но еще и мелких перевозчиков: водители и кондукторы маршруток учинили показательную акцию с массовой парковкой “бусиков” у ДК горняков. Оказалось, что прежняя стоимость проезда их очень даже устраивала, и не только покрывала все расходы, но и приносила прибыль! Большей частью из-за того, что в маршрутках не действовали проездные билеты. А тут чиновники обязали их с повышением стоимости проезда считаться с проездными. Причем большие автобусные парки стали получать дотации из бюджета для перевозки представителей социально уязвимых слоев населения, а маршрутчиков такой привилегией не наградили.
Впрочем, после нескольких всплесков негодования горожане поостыли и потихоньку свыклись с новой ценой. Зато стали более пристально наблюдать за качеством оказываемых автопарками услуг. Ведь, оправдывая рост стоимости проезда, чиновники отмечали, что перестанут “подогревать” перевозчиков из бюджета. Обещали, что появится несколько приятных фишек: автопарки будут ежегодно обновлять транспорт на 5-10 процентов, внедрять систему GPS и безналичную карточную систему оплаты. А за некультурное поведение и неряшливый вид экипажа грозились применять штрафные санкции.
Вот только мало что изменилось. В местной прессе продолжают мелькать сообщения об автобусных происшествиях: то дверью голову ребенку прищемят, то билет не дадут, то лихую гонку с конкурентами на дороге устроят. Кроме того, так и не исчезла многолетняя проблема поздних поездок из центра на окраины города - к девяти часам вечера движение маршрутного транспорта практически замирает. Автобусы мало-помалу перевозчики обновляют, однако чистотой там приятно удивишься далеко не всегда. И при этом автопарки хотят иметь с каждого пассажира за одну поездку от 115 до 150 тенге?! Вот и в городском акимате удивляются столь аппетитным запросам при отсутствии качественных услуг.- После утверждения тарифа в 80 тенге, у подрядчиков была куча обязательств, большая часть из которых на сегодняшний день не выполнена. И я не думаю, что, повышая сейчас цену за проезд, мы решим эти проблемы! - констатировал аким Караганды Нурлан АУБАКИРОВ (на снимке) на недавней встрече с журналистами.
Однако перевозчики талдычут, что в условиях прежних цен не смогут выжить, выклянчивая рост тарифа.
- Мы подали заявку на повышение тарифа. У нас другого выхода нет - цены на все растут! Наш коллектив состоит из 1300 человек, три года у них не повышалась зарплата. Люди попросту разбегутся, и останемся мы без пассажирского транспорта, - пояснения директора ТОО “Автопарк № 3” Артура ГРИГОРЯНА (на снимке) сродни ультиматуму.
Мелкие перевозчики готовы поддержать его инициативу. А если затея не удастся, будут ждать от властей содействия в снижении цен на ГСМ для предприятий, занятых в системе общественного транспорта.
Но вот что интересно. Работники самого крупного городского подрядчика - того самого автопарка № 3 - в этом году дважды срывали график движения, “благодаря” чему в городе возникали транспорт­ные коллапсы, и люди не могли вовремя добраться на работу. А все это безобразие случалось потому, что руководство предприятия повышало план по сбору ежедневной выручки, и в знак протеста водители и кондукторы попросту отказывались выезжать на маршруты. Последний раз пришелся аккурат к моменту подачи в акимат заявки на повышение тарифа.

Чиновники полагают, что такая тактика транспортников весьма смахивает на шантаж: мол, не добьемся своего - в городе начнется хаос. Но идти на поводу у манипуляторов никто не намерен.
- Да, стоимость топлива растет, но мы не собираемся повышать тариф. Потому что иначе получим социальный взрыв! - отрезал аким Караганды Нурлан Аубакиров. - То, что перевозчики называют правдой, не всегда ею является. И мы знаем, что у водителей (даже после выполнения плана. - И. М.) имеются определенные резервы. Ведь когда люди с наличкой работают, то очень сложно увидеть, сколько конкретно денег через их руки проходит. Когда план водителям повышают, они только в первые дни какой-то кипеж устраивают. А потом продолжают работать дальше, потому что резервы-то есть.
К слову, после скандальных событий 2014 года чиновники попытались внести изменения в существующий в сфере общественных перевозок расклад. Планировали создать в Караганде муниципальный автопарк, благодаря которому надеялись регулировать темпы роста тарифа за проезд. Однако идею на корню зарубили сотрудники антимонопольного департамента, которые сочли, что в Караганде и без того достаточно много перевозчиков. И теперь власти увлеклись внедрением электронного обилечивания пассажиров наподобие алматинской карточной системы “Оңай!”.
- Руководители автопарков это нововведение поддерживают. Потому что ни мы, ни они не знают точное количество пассажиров, проходящих через их кондукторов, - заметил Нурлан Аубакиров. - А так, “чекнулся” человек, циферки зафиксировались - и реальная картина ясна.
Без выяснения конкретных данных о количестве пассажиров, чиновники и слушать не хотят об убыточности транспортного бизнеса. К тому же у властей появилась еще одна любопытная задумка - монетизация льгот. Суть ее сводится к прекращению финподдержки крупных перевозчиков на обслуживание пассажиров-льготников (в нынешнем году из областной казны на эти цели выделили порядка 1 миллиарда тенге. - И. М.). Если идею одобрят местные общественный совет и маслихат, то средства перестанут поступать в кассы автопарков - их будут перечислять непосредственно самим льготникам. Каждому из них предполагается начис­лять ежемесячно 1,5 МРП - около 3000 тенге. Гражданин при этом лишится права ездить в автобусах со скидкой, но сможет самостоятельно выбирать, на что потратить деньги: на проезд или, к примеру, на продукты.
Ну а пока карагандинцам придется смириться с существующим положением дел и надеяться, что в ближайшее время оно не изменится в худшую сторону.

Ирина Московка, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть