2318

Пассажирам и карты в руки

В общественном транспорте Астаны в октябре заработает система электронной оплаты проезда Astra Plat. Почему были отложены сроки ее внедрения и в чем ее главное отличие от алматинской системы “Оңай!”, мы поговорили с директором по транспорту ТОО “Astana LRT” Рустамом ХАЛИЛЕВЫМ (на снимке).

- Для понимания картины важно знать, что на сегодняшний день представляет из себя общественный транспорт Астаны: сколько в городе автопарков, маршрутов, каков пассажиропоток, средний “возраст” астанинского автобуса.
- Сейчас в Астане городские и пригородные маршруты обслуживает порядка 1025 машин. Из них 246 устарели настолько, что их надо менять. В среднем астанинскому автобусу шесть лет. Этой цифры мы достигли благодаря тому, что в 2015 году завершилась поставка в Астану 358 новых автобусов. Одна из наших ключевых задач - обновление подвижного состава. В городе работает девять автопарков и только один из них муниципальный, остальные частные.
- Муниципальный самый большой?
- Да, но самое главное, что он - самый качественный, в нем порядка 300 автобусов. Наша задача сделать общественный транспорт приоритетным, это тот тренд, по которому мы идем. Что касается руководства, то все автопарки в первую очередь подчиняются управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны. У него есть рычаги воздействия на парки: заключение контрактов на обслуживание тех или иных маршрутов, выделение субсидий. Мы же осуществляем диспетчеризацию, анализируем пассажиропоток, планируем маршруты, то есть помогаем общественному транспорту двигаться по городу беспрепятственно. Сейчас в городе 85 маршрутов: 67 городских, четыре экспресса и 14 пригородных.
- И пассажиропоток - 850 тысяч поездок в сутки при миллионе жителей (это при том, что в Алматы пассажиропоток - 500-600 тысяч. - Прим.ред.).
- Да, сейчас больше. Кстати, его мы изучаем при помощи системы детектирования: на каждой входной двери в новых автобусах установлено оборудование, которое считывает количество зашедших и вышедших пассажиров. Собираемся обустроить такими устройствами все автобусы. Потому что это часть того самого сервиса, о котором там много говорят.
- А частные перевозчики - они с рвением воплощают в жизнь все ваши идеи и предложения?
- Если внутри парка правильно организован бизнес, то, я считаю, он будет заинтересован в тех технологиях, которые мы внедряем. Ведь всем нужна правдивая информация о количестве пассажиров и доходах, которые приносит тот или иной маршрут.
- Неужели в Астане все руководители автопарков такие прогрессивные?
- Не все, конечно. Но крупные автопарки, осуществляющие большую часть перевозок, за эти преобразования. Я считаю, что проблема не в руководителях автопарков, а в разъяснении тех целей, которые мы преследуем. Наша задача - достоверно объяснить и показать, что та система, которую мы предлагаем, эффективна и будет работать.
Например, мы уже создали мобильное приложение Astra Bus, которое помогает определить местоположение автобуса. Это хороший продукт для людей. Многие астанчане им пользуются, потому что это удобно.
Сейчас внедряем систему электронной оплаты проезда Astra Plat - по ее поводу у перевозчиков много вопросов. Те, кто знает о том, как такие системы работают в других странах, относятся с пониманием, с остальными будем работать.
- Давайте тогда о ней и поговорим. Изначально речь шла о том, что первый этап проекта по внедрению Astra Plat будет запущен в мае этого года. Но затем сроки сдвинулись, и сейчас вы вообще не называете какие-либо конкретные даты. Почему?
- Работа электронной системы билетирования в первую очередь зависит от людей, которые будут ею пользоваться. Мы не заточены под то, чтобы во что бы то ни стало успеть к тем датам, о которых мы заявляли изначально. Конечно, можно поставить галочку и сказать: мы внедрили систему в мае, а там - будь что будет. Самое главное не сроки, а то, чтобы люди поняли, что им предлагают.
Сами знаете, идеология подобных систем - уход от наличного оборота. А для этого нужно популяризировать карту оплаты, опять же разъяснить, как она работает, не создавая ажиотаж, раздать ее всем льготным категориям и т. д. И, самое главное, дать людям время на то, чтобы они смогли привыкнуть к нововведению.
Поэтому сначала проезд по Astra Plat можно будет оплатить только в экспрессах. Когда мы увидим, что система работает, - включим терминалы на городских маршрутах и только потом - на пригородных. При этом сразу же будет предусмотрена возможность разовой оплаты проезда наличкой через терминалы, стоящие возле водителя. Эти терминалы будут действовать постоянно.
Что показывает практика? Если система работает правильно и качественно, а тарифная политика продумана, люди сами отходят от наличных. В Москве сейчас практически все перешли на карту “Тройка”, потому что считают деньги. У нас тоже будет предусмотрена возможность сделать бесплатную пересадку в течение часа, а при покупке десяти поездок одиннадцатая будет бесплатной. И чем больше информации о системе электронной оплаты проезда мы дадим людям, тем эффективнее она будет работать. Мы планируем, что в во всех экспрессах терминалы Astra Plat заработают в середине октября, ориентировочно с 17-го числа.
- Вы следили за тем, как в Алматы внедрялась система электронного билетирования “Оңай!”?
- Наблюдали. Это первый опыт, и Алматы показал, как сложно внедрять технологии такого уровня. Это не хороший или плохой урок для кого-то, а практика, которой раньше не было в нашей стране. Конечно, мы его учитывали.
Но я не могу сравнить Астану и Алматы, потому что общественный транспорт - это живой организм, работа которого зависит от множества факторов. Мы не исключение - у нас те же самые проблемы, что и в других городах. К тому же в этой сфере очень многое зависит от волевых решений руководителя региона, от внимания, которое уделяется общественному транспорту, и желания этим заниматься.
Вот сейчас мы пытаемся создать в городе такую систему, при которой перевозчики будут заинтересованы не в количестве перевезенных пассажиров, а в качественно сделанной работе. Доход перевозчика и зарплата самих водителей будут зависеть от этого. Соблюдать интервал, не превышать скорость, не хамить пассажирам и т. д. - вот что они должны будут делать. Это новый формат работы, при которой частник не будет бегать за прибылью.
Но для этого нужно будет изменить законодательство. Мы на­деемся, что сможем перейти на такую систему уже в следующем году.
- У водителей астанинских автобусов высокие зарплаты?
- В муниципальном парке - да, в частных - по-разному. То же самое, что и везде. Вы не думайте, что картина у нас чем-то отличается.
- А в карман часть прибыли они кладут?
- Чтобы говорить об этом, их нужно поймать за руку.
- Вы не ловите?
- Нет, сейчас перед нами стоит задача внедрить систему электронной оплаты проезда, а не бороться с ветряными мельницами. Человек изначально владеет деньгами, а украдет он их или нет - зависит от его порядочности. Контролировать всех - сил не хватит. Зачем нам это?
- Не думаете, что та самая порядочность может отразиться на работе Astra Plat?
- По идее, это должно отразиться в положительную сторону. Но я знаю, к чему вы клоните: водители начнут понимать, что у них забирают наличные... Слышал, что в Алматы было много вопросов по этому поводу. Но дело в том, что мы параллельно внедряем целую программу, касающуюся кадровой политики: социальный пакет, сменный принцип труда и отдыха, специальные условия для водителей плюс фиксированные зарплаты. Риски, конечно, есть. Чтобы их не было, нужно создавать условия для водителей. Нужно создать технологию, при которой система будет работать.

Для справки

- Общая протяженность общественно-транспортной сети Астаны превышает 4 тыс. км.
- Общественным транспортом в столице пользуется 33 процента населения.
- Из девяти автобусных парков только четыре располагают техбазами по обслуживанию, содержанию и эксплуатации автобусов, которые позволяют им полностью, стопроцентно соблюдать графики обслуживаемых маршрутов.
- По данным ТОО “Астана LRT”, с учетом проведения EXPO-2017 дефицит пассажирского подвижного состава в Астане составляет порядка 570 единиц.

Оксана АКУЛОВА, фото автора, Астана

Между прочим

Как сообщил Tengrinews со ссылкой на руководителя управления экономики и бюджетного планирования Алматы Максата КИКИМОВА, депутаты городского маслихата предложили построить в южной столице новый коммунальный автобусный парк стоимостью 5,1 млрд. тенге и субсидировать льготный проезд отдельным категориям граждан на 595,3 млн. тенге.

P.S. Что ж, подведем краткие итоги. Разница в организации работы общественного транспорта в двух столицах есть, и это очевидно. И дело, скорее, не в состоянии автобусов и поведении водителей - в подходе. Всего один штрих. Асет ИСЕКЕШЕВ стал акимом столицы в июне этого года, аккурат в тот момент, когда уже должна была заработать система Astra Plat. Мог бы и пришпорить транспортников: мол, чего тянете, пора систему запускать. Не стал. Помнится, алматинский градоначальник Бауыржан БАЙБЕК тоже занял своей пост незадолго до внедрения “Оңай!”. Мог бы и не торопить транспортников: дескать, зачем спешить, главное, людей к нововведениям подготовить. Не стал. Результат известен.

Поделиться
Класснуть