3250

Две столицы - два пути

Заметки алматинца об общественном транспорте Астаны

В Астане я бываю периодически и всегда стараюсь пользоваться общественным транспортом. Больше даже из профессионального интереса. Правда, в этот раз это было одной из целей моей командировки в столицу. Так что я с ходу принялась сравнивать астанинские реалии с тем, к чему привыкла в Алматы.
Захожу в один из экспрессов (невиданное для южной столицы чудо!). Стоимость проезда - 150 тенге (на обычных городских маршрутах - 90), зато движется он гораздо быстрее. Деньги отдаю водителю - кондуктора в салоне нет. Рядом с ним установлен аппарат для оплаты разового проезда (система электронного билетирования в столице пока не работает, но оборудование есть почти везде). Рулевой нажимает на одну из кнопок на нем, но билет мне не дает. Жду, что будет дальше.
- А билет? В экспрессах их нет? - спрашиваю у женщины, сидящей рядом.
- Не переживайте. Он же отметил на аппарате вашу поездку, - с готовностью поясняет она.
- А если контролер зайдет? Вдруг водитель эти 150 тенге положит себе в карман? - зная, как это происходит в родном Алматы, искренне переживаю я.
- Вы что? Ему же это невыгодно. У них зарплаты хорошие. Зачем ему проблемы? А вы вообще откуда? - вдруг спрашивает собеседница.
- Из Алматы...
- А-а-а, тогда все понятно.
Кстати, “все понятно” не только ей - многим. Бывают астанчане в наших палестинах и могут оценить все “прелести” общественного транспорта в первом отечественном мегаполисе, а по совместительству - крупнейшем финансовом и культурном центре страны. А потому разница между тем, что уже есть в Астане и к чему пока все еще (который год, упорно, под “аккомпанемент” рассказов чиновников о светлом транспортном будущем) стремится Алматы, так явно бросается в глаза.
В столице новенькие чистые автобусы - не все, конечно, постепенно обновляют парк и здесь, но хорошего впечатления местные четырехколесные “старички” перебить не могут. В салонах многих установлены информационные дис­плеи, на которых крутят ролики о развитии общественного парка Астаны. Возле кабины в каждом автобусе висят фотографии и данные водителя и его напарника-кондуктора. Они работают строго в единой, установленной для всех форме. Если нужно, парень или девушка, обилечивающие пассажиров, подскажут, где лучше выйти, они же, кстати, и объявляют остановки. Билеты выдают обыч­ные бумажные, напоминающие советские. Правда, на них указана и реальная стоимость проезда, и то, что приобретен билет в Астане. Официальный документ - а не тот “самопал”, который в ходу в алматинских автобусах.
На каждой остановке - информационный стенд, изучив который можно легко понять, в каком направлении движутся проходящие автобусы. Правда, астанчане жалуются на то, что в некоторых местах они уже испортились и стали нечитаемыми. Но нам бы их проблемы! На алматинских остановках практически нигде нет таких сведений. Но они будут. Обязательно будут. Как только власти выполнят свои обещания и повсеместно заменят старые остановочные пунк­ты на новые. Когда? Еще пару лет назад!
А пока ориентир пассажиров в культурной столице Казахстана - кондуктор-зазывала в замусоленном трико, свесившийся из автобуса и гортанно орущий: “Прямо по Ташкентской! Оптовка! Барахолка!” В Астане я тоже такого видела. Один раз. Правда, был он в форме - значит, не нарушает.
На тех же самых информационных стендах, что на остановках, указан и интервал движения транспорта. В среднем - шесть-десять минут. Я решила проверить, насколько эти цифры соответствуют реальности. Полчаса методично записывала в блокнот номера останавливавшихся автобусов. Итог? Ни один из них (а мимо меня проходило 12 разных маршрутов) не выбился из указанного графика! Даже экспресс приходил через каждые пять-шесть минут. Ну что, Алматы? Помечтаем?
А еще я с завистью смотрела на автобусы-”гармошки”. Эксперты не первый год говорят, что самому большому городу Казахстана давно пора пополнить свой парк общественного транспорта такими автобусами и пустить их по самым загруженным маршрутам, особенно в час пик. Но... Новые автобусы в городе появляются, даже специальные - горные - купили, а вот до экспрессов руки так и не дошли.
А знаете, что больше всего меня поразило в общественном транспорте Астаны? Я видела учебный (!) автобус. Может, и в Алматы они есть, но тогда их водители умело конспирируются.
Частенько слышу: дескать, чего сравнивать общественный транспорт в Астане с другими городами - там такие деньжищи на покупку новых автобусов и развитие общественного транспорта вложены! Но только ли в этом дело? Несколько месяцев назад мы с нашим фотокором были в одном из алматинских автопарков, который до недавнего времени считался муниципальным - его полностью содержали на деньги (и немаленькие!) из местного бюджета, привлеченные в том числе и у иностранных инвес­торов. Там нам показали весьма примечательное место - стоянку сломанных автобусов. Полуразвалившиеся, зияющие дырами выбитых окон и скрученных дверей коробки, старшей из которых чуть больше пяти (!) лет. Я прекрасно помню, с какой помпой их презентовали чиновники. “Развитие, новый виток, экологичность, обновление подвижного состава!” - звучало тогда с высокой трибуны.
Прошло всего пять лет. За это время город передал муниципальный парк в частные руки, а чиновники говорят: эдак не получилось, пусть будет так - эффективнее. Так, может, дело не в количестве денег и новых автобусов, а в том, кто и, главное, как всем этим хозяйством управляет? Проблем, конечно, хватает и в столице, но, как говорится, все познается в сравнении.

P.S. На прошлой неделе мы опубликовали интервью с руководителем управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максутом ИСАХОВЫМ (см. “Кто раньше шиковал, тот теперь забуксовал”, “Время” от 21.9.2016 г.). В зав­трашнем же номере газеты мы предлагаем вашему вниманию беседу с директором по транспорту ТОО “Astana LRT” (оператор, реализующий в столице проекты, связанные с общественным транспортом) Рустамом ХАЛИЛЕВЫМ.

Оксана АКУЛОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть