Все - в сайт!
Пока в Казахстанском центре модернизации и развития ЖКХ прорабатывают вопрос внедрения электронной системы с условным названием “Е-шанырак”, которая будет содержать сведения о деятельности каждого КСК, а владельцы квартир иметь в ней собственные личные кабинеты, алматинец Шеризат ДЖАРБОЛОВ (на снимке), между прочим академик Международной академии информатизации (МАИН) и кандидат технических наук, утверждает, что уже разработал такой интернет-портал. Он уверяет: нет нужды тратить огромные госсредства на разработку сайта, как это обычно у нас делается - его портал обошелся ему... в ноль тенге. По его мнению, вся проблема в том, что очень простые, но здравые идеи и предложения обыкновенных граждан застревают в ящиках столов чиновников, погрязших в бесконечных заседаниях.
Проблемы жилищного хозяйства в нашей многоэтажке не переводятся: только залатали трубы в подвале и дыры на крыше, стала протекать общая водосточная труба, которой уже лет сорок. Назрело время ее менять, но проблема, похоже, волнует только меня: одни соседи - квартиранты, других постоянно нет дома, а когда они дома - нет до этого дела, третьи кивают на председателя КСК, который не намерен тратить на это собранные целевые.
Вариантов решения этой проблемы несколько. Можно постараться убедить всех жильцов в необходимости замены водосточной трубы, обойдя все квартиры, собрать со всех деньги, даже если на это уйдет полгода, и в результате нанять подрядную организацию. Можно решить проблему, побегав по разным инстанциям: жилищная инспекция, управление коммунального хозяйства, прокуратура города - чтобы они заодно проверили финхоздеятельность КСК на предмет того, куда уходят целевые, если не на замену общей водосточной трубы. Получив на руки официальные ответы инстанций, подать в суд на председателя КСК, выиграть его и ждать, пока судисполнители взыщут средства, на которые и можно будет заменить трубу. В моем пассиве двух этих вариантов - время, деньги и нервы. Это в лучшем случае, ведь нет никакой гарантии в том, что суд я выиграю.
Но есть еще один вариант, который, если повезет, может стать в ближайшем будущем быстрым и сэкономить и то, и другое, и третье.
Шеризат Джарболов обратился в редакцию нашей газеты после того, как ознакомился с публикациями о проблемах ЖКХ. По его словам, на созданном им жилищно-коммунальном сайте можно разместить не только протоколы собраний собственников квартир, но и сведения о тарифах, порядке и стоимости оказания услуг и ценах на них, сметы расходов КСК, контактную информацию о поставщиках услуг. Каждый квартировладелец в своем личном е-кабинете сможет просмотреть баланс платежей, имеющуюся задолженность, оформить заявку на вызов мастера, принять участие в электронном голосовании по вопросам деятельности КСК, оплачивать коммунальные услуги с помощью электронных платежей, обратиться в аварийно-диспетчерскую службу и даже разместить частное объявление.
Бывший преподаватель кафедры кибернетики говорит, что дарит свою разработку чиновникам, потому что хочет как можно быстрее оказаться в такой цивилизованной системе, которая бы решала многие жилищно-бытовые проблемы одним кликом мышки.
Но, понятное дело, одной разработки портала недостаточно - его работу должны поддерживать модераторы, администраторы, редакторы: обновлять информацию, наполнять сайт полезным контентом, в том числе статьями нужных законов. Это с одной стороны, а с другой - ресурс будет работать, если сами жильцы многоэтажек, перестав прикрываться компьютерной неграмотностью, станут его активными пользователями.
- Сегодня между председателями КСК и собственниками квартир, увы, дистанция огромного размера, - рассуждает Шеризат Интымакович. - Ну разместили председатели КСК в Интернете по распоряжению акима города отчеты о финансово-хозяйственной деятельности кооперативов. И где их найдешь? Ведь Интернет - это большая свалка. Кроме того, будем откровенны, многие председатели КСК не умеют управлять и никогда не учились этому. Они пользуются тем, что собственники квартир не знают своих элементарных прав и жилищного законодательства, и потому повсеместно нарушают их, списывая все на пассивность и незаинтересованность жильцов. Так вот, электронная система позволяет минимизировать эти риски. Достаточно собрать всю нужную информацию на едином портале - и, возможно, со временем отпадет необходимость созывать общие собрания членов КСК, на которых зачастую ничего толком не решается.
Захожу на интернет-портал, разработанный Шеризатом Джарболовым. Кликаю мышкой на строку “КСК и жильцы”. Открывается окно “ЖКХ”, в котором есть разделы “Собственники квартир”, “Общая домовая собственность” и другие, а также “Подать жалобу”. Кликаю на нее - выплывает окно с тремя блоками: “Квартира”, “Подъезд” и “Дом”, под каждым из которых указаны самые распространенные проблемы в жилищном хозяйстве. Нахожу то, что мне сейчас нужно - “Водосточная труба”. Снова кликаю. Появляется готовый шаблон заявления о коммунальной проблеме. Мне достаточно вбить свои данные, и оно в таком виде должно поступить в КСК, городскую жилинспекцию, общественный совет, акимат г. Алматы.
Ловлю себя на мысли: чтобы оформить жалобу на этом портале, не нужно быть компьютерным гением - достаточно кликать мышкой по нужным разделам и на клавиатуре набрать свои данные. Достаточно просто. Но! Для того чтобы жалоба поступила во все нужные инстанции, необходимо их согласие и желание сотрудничать. Без этого ничего не получится даже при горячем желании собственников квартир, которые так требуют прозрачности в деятельности КСК.
- Когда я предложил председателю Алматинской ассоциации КСК Шамилю МЕНДЫГАЛИЕВУ попробовать апробировать мой проект в каком-нибудь КСК, - говорит академик, - он рассмеялся, а затем уверенно сказал: “Ты не найдешь ни одного председателя КСК, который согласится на это!”
И действительно большинство управдомами отказывались от бесплатной инициативы Джарболова. Пока он не познакомился с Бибигуль ЖУНИСПАЕВОЙ, руководителем ассоциации КСК “Туран”, объединяющей 64 кооператива в Турксибском районе южной столицы. Председатель выбранного по ее рекомендации КСК “Парус” размещал на сайте Джарболова ежеквартальные отчеты, их могли видеть только зарегистрированные пользователи - члены этого же КСК. Однако проект все-таки застопорился.
- Конечно, сайт удобен тем, что можно сделать все, не выходя из дома: в любое время поднять нужную информацию, посмотреть отчеты, а в дальнейшем появится возможность отправлять жалобы в разные инстанции, - рассказала нам Бибигуль Жуниспаева. - Но мы заметили, что с жалобами в КСК “Парус” в основном обращались люди пожилого возраста, даже ежеквартальные отчеты требовали в основном только они. Однако не все пенсионеры имеют компьютеры или умеют ими пользоваться. Остальные собственники квартир, к сожалению, никак не отреагировали на эксперимент. Но я уверена: обязательно придет время, и мы к этому привыкнем. Еще одна проблема в том, что нет администратора, который бы обновлял сайт, а оплачивать его услуги, нагружая жителей дополнительными расходами, тоже накладно. Надеюсь, что проект Джарболова поддержат городские власти, ведь это в их интересах.
Между прочим
Затраты на создание в Казахстане портала “Электронное правительство” за 10 лет составили 46 млрд. тенге, сообщил в апреле этого года вице-министр по инвестициям и развитию Сакен САРСЕНОВ.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Комментарии в тему
Казбек ШАЙХ, член общественного совета Алматы:
- Джарболов предлагает брать с жителей небольшой процент за обслуживание сайта, но многие будут против. К тому же сейчас у нас есть более приоритетные направления: наладить мониторинг и прозрачность деятельности КСК, разработать стандарты качества работы кооперативов. Когда мы справимся с этими задачами, рассмотрим и идеи информационного обеспечения. Предложений много, не один Джарболов предлагает. Когда придет время, мы детально рассмотрим и его интернет-портал.
Акылбек БАШИМБАЕВ, замруководителя управления жилья и жилищной инспекции Алматы:
- Внедрять интернет-портал Джарболова пока не планируем, даже в качестве пилотного. Тем более что таких проектов несколько. Но мы планируем встретиться с Джарболовым и более детально поговорить об этом. Конечно, новшества нужны, но, прежде чем внедрять, мы должны досконально все изучить.
От редакции Мы намеренно не сообщаем название е-портала Шеризата Джарболова, чтобы не вызвать подозрений в лоббировании его интересов. Дело в том, что, создавая свой ресурс, академик не ограничивался только сферой ЖКХ - на сайте он планировал размещать информацию по целому спектру услуг, которыми пользуются почти все казахстанцы: от образования до развлечений. Однако все, кто заинтересовался его разработкой, могут обратиться к автору материала на электронный почтовый адрес: tikhonova@time.kz, и наш корреспондент предоставит вам ссылку на сайт Джарболова.