Сайга на выживании
Единственный в стране сайгачий питомник расположен в Западно-Казахстанской области, действует он при местном аграрно-техническом университете (ЗКАТУ). Его ученые совершают здесь открытия, узнают о жизни сайгаков много нового и уверены, что их знания могут помочь выжить этим удивительным животным. Но государство, увы, не принимает в его судьбе деятельного участия.
Недавно и. о. председателя комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства страны Кайрат УСТЕМИРОВ сообщил, что в этом году опасность падежа сайги миновала, тревожные ожидания оказались напрасными - налицо явный прирост поголовья степных антилоп. Особенно это заметно в уральской популяции.
- На днях закончили подсчет, на нашей территории больше 50 тысяч особей сайги, - не скрывает удовлетворения заведующий лабораторией ЗКАТУ им. Жангир хана Гайса АБСАТИРОВ (на снимке).
Повторно популяцию подсчитают через полтора-два месяца. Тогда уже будут учитывать и молодняк. Ученые полагают, что популяция увеличится не меньше чем на 20 тысяч голов.
- На всей территории нынешнего весеннего окота нам попался лишь один мертвый сайгачонок. Его тушу мы взяли для анализов, но, судя по всему, он погиб по естественной причине - из-за слабости. Естественный отбор никто не отменял, - поясняет ученый. - Теперь главная задача - охранять стада от браконьеров.
По его словам, в местах окота уже неоднократно видели следы мотоциклов и крупных машин.
- Браконьеры охотятся за самцами. А тут самки с детенышами. Те, у кого нет рогов, браконьерам не нужны. Но сам факт настораживает.
По настоянию ветеринаров в конце мая в Уральске открыли филиал РГП “Охотзоопром”. До этого филиал базировался в Актобе, а в Западном Казахстане дежурили поочередно лишь две бригады. Ученым пришлось написать десятки писем в различные инстанции с разъяснениями, что основная часть уральской популяции сайги находится именно в ЗКО и потому нужно здесь усилить ее охрану. Услышали их только в этом году.
Передав диких сайгаков на попечение охотинспекции и “Охотзоопрома”, ученые занялись животными в своем питомнике. Сейчас в нем 14 взрослых особей. Шестеро из них появились на свет в прошлом году, а уже в этом сами принесли первый приплод: в мае здесь появилось семеро сайгачат. А две самки еще в положении, они перехаживают срок.
- Обычно все самки рожают примерно в одно время, - рассказывает научный сотрудник НИИ биотехнологии и природопользования ЗКАТУ им. Жангир хана Бибигуль САРСЕНОВА. - Но, как видите, и у них встречаются нештатные ситуации! Задача нашего питомника как раз в том, чтобы изучать сайгаков, их жизнь, природу.
На воле сайгаки не подпускают к себе людей. Самые храбрые могут позволить посмотреть на себя с расстояния не меньше двух километров. Поэтому о жизни степных рогачей в дикой природе известно немного.
- У нас есть институты, которые изучают сайгаков, но это совсем другое, - объясняет Бибигуль Сарсенова. - Там их фактически препарируют, изучают строение тела, проводят с особями различные исследования, смотрят на реакцию организма и т. п. Наша же задача - изучать сайгу именно в дикой природе. Животные не закрыты в клетках, у них достаточно большие огороженные пространства. Территории хватает даже для того, чтобы провести полноценный гон. В своем питомнике мы наблюдаем за ними как бы со стороны, исследуем, как это модно сейчас говорить, по удаленному доступу. Да вот та же наша будущая мама. Откуда мы могли бы узнать, что сайга может перехаживать с родами? Теперь увидели, так сказать, в натуре, убедились, и для нас это научный факт.
Несмотря на очевидные успехи и научные открытия, “наверху” западноказахстанский питомник не жалуют. Сначала было множество проблем с его открытием.
- В Минсельхозе нам говорили: “Да что это, да зачем это вам нужно?!” - вспоминает Гайса Абсатиров. - При том, что мы не просили даже финансирования. Просто нужно было разрешение открыть питомник и переселить в него из дикой природы несколько сайгаков.
После открытия питомника в 2012 году на его содержание даже выделили средства в размере 5 млн. тенге. Однако пару лет назад финансирование свернули, а в профильном министерстве интерес к изучению сайгаков как-то угас. Причем на словах их судьбой все очень обеспокоены, а как доходит до дела и конкретных мер поддержки - все ограничивается теорией, предположениями и научными гипотезами. И это при том, что в Казахстане 90 процентов мировой популяции сайги!
Этот вид уже два десятка лет находится на грани исчезновения. Ученые-биологи со всего мира приезжают к нам как в места обетованные, ведь только здесь можно увидеть и погладить живого сайгачонка. А единственный в республике питомник по изучению сайгаков - этих ровесников мамонтов - зависит от того, изыщет ли средства на его содержание вуз, при котором он открыт. Пока находит. Но понятно, что возможности учебного заведения небезграничны.
- Вообще-то у нас были большие планы, - делится Бибигуль Балгабаевна. - Мы собирались расширяться, хотели увеличить территорию питомника, которая сейчас составляет около 3 га. Но начался кризис, и замыслы пришлось отложить. Хорошо, что наш ректор хотя бы выделяет деньги на содержание.
В питомнике на постоянной основе трудятся пять человек. Университет выделяет средства на их символические зарплаты, еду для людей и корм для животных. В прошлом году вуз предоставил питомнику чуть больше 4 млн. тенге, в этом - столько же.
- В этом году у нас появилось семеро сайгачат, - продолжает Бибигуль Сарсенова. - И из-за ограниченности территории часть сайги придется выпустить на волю. И это, в принципе, тоже часть нашего проекта. Но мы хотим отслеживать их в дикой природе, для чего было бы целесообразно надеть на них чипованные ошейники. Можно будет понять, куда наши питомцы мигрируют, сколько пробегают за день, все это делать в разрезе времен года и времени суток. Словом, так можно продолжать изучать этих удивительных животных. Но ошейники стоят достаточно дорого. Я сейчас ищу какие-то недорогие варианты, но, насколько мы сможем себе это позволить, большой вопрос.
Без лишних слов понятно, что без денежных вливаний этот уникальный проект в лучшем случае перестанет развиваться. В худшем - питомник придется закрыть, похоронив вместе с этим надежды изучить удивительных животных и помочь им выжить в жестоком современном мире.
И тогда может оказаться пророческой утопия профессора Королевского ветеринарного колледжа Великобритании Ричарда КОКА, заявившего осенью прошлого года: вымирание сайгаков в Казахстане неизбежно.
Учитывая, что Казахстан последний в мире оплот степных антилоп, потеря поголовья сайги может стать - не побоюсь этого слова! - настоящим позором для страны.
Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск
Из досье
- По данным Минсельхоза Казахстана, в стране три популяции сайги: бетпакдалинская, уральская и устюртская. Современный ареал обитания сайги охватывает территории десяти административных областей Центрального, Северного и Западного Казахстана, а также распространяется на соседние области Узбекистана и России.
- В 2014 году популяция этих животных в нашей стране составляла 256,7 тыс. особей.
- Весной 2015 года в результате массового падежа в Казахстане погибло более 150 тыс. голов сайги. Большинство специалистов пришли к заключению, что причиной гибели явился возбудитель пастереллеза, однако не были установлены причины, которые способствовали развитию этого заболевания. По версии других ученых, массовая гибель сайги могла быть вызвана резким похолоданием, произошедшим до завершения периода линьки животных, или стрессом от перепада температуры, ослабившим иммунитет животных и приведшим к развитию пастереллеза, либо появлением токсинов в почве и растительности.
Когда верстался номер
Зампредседателя комитета лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза Нариман ЖУНУСОВ заявил: после масштабного падежа сайги в западных регионах Казахстана популяция краснокнижной антилопы в стране сократилась на 63,3 процента.
- По результатам авиаучета общее поголовье сайгаков в 2016 году составило 108 300 особей, в том числе бетпакдалинской популяции - 6200, уральской - 70 200 и устюртской - 1900 особей, - сказал он вчера на брифинге в Астане.
По его данным, в 2015 году численность сайги в Казахстане составляла 295 470 особей.
При этом Н. Жунусов уточнил, что подсчет популяции производился до окота сайги, поэтому приплод этого года в общую численность животных не включен. Он отметил, что окот прошел благополучно, сайга в хорошем состоянии.
Зампред комитета МСХ также сообщил, что за пять месяцев этого года зарегистрировано 33 факта охоты на сайгу, хранения и перевозки сайгачьих рогов.
КазТАГ