4468

В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных школах Казахстана начнется поэтапное внедрение трехъязычного обучения. Наша газета выяснила, как именно Министерство образования и науки (МОН) собирается переводить все школы на обучение на трех языках и какие средства на это потратят.

Свершилось, дождались!.. А если быть точным - добились. Ровно месяц назад, 12 марта, в нашей газете был опубликован материал “Вот бы сразу всё познать - пусть меня научат!”, посвященный теме трехъязычного образования. Днем ранее мы отправили запросы в МОН и ряд других профильных структур с просьбой разъяснить, как, на какой базе министерство собирается ускоренными темпами внедрять трехъязычный учебный процесс. И вот наконец 11 апреля после неоднократных напоминаний образовательное ведомство осчастливило нас своими ответами. Итак, по порядку - с нашими небольшими ремарками в скобках.
- Первым делом мы, конечно, спросили про деньги: в какую сумму оценивается реализация принятой новой госпрограммы развития образования и науки на 2016-2019 годы? Цифры, как вы сами можете оценить, весьма впечатляющие: “Общий объем запланированных на реализацию программы средств составляет
1 391,0 миллиардов тенге. Львиная доля поступит из республиканского бюджета - 1153,0 миллиардов тенге, из местного бюджета - 220,0 миллиардов тенге и 18 миллиардов из других источников”. Любопытно было бы узнать, кто раскошелится?
Теперь попробуем разобраться, на что потратят эти средства и как именно Минобр собирается перевести все без исключения школы на трехъязычное обучение наших детей. С этим и были связаны все вопросы, которые мы направили в Астану.
- Какой базой располагают учреждения образования для столь скорых языковых реформ?
Рассуждая на этот счет, специалисты профильного министерства в своем ответе оптимистично пишут: “Подготовка к переходу на английский язык обучения начата с предшкольной подготовки, она будет продолжена в основной школе. Во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство (видимо, на стенах детских садов висят плакаты с английским алфавитом. - О. А.). С 2013-2014 учебного года в школах введено изучение английского языка с 1-го класса. В 2017-2018 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучать английский с 1-го класса (изучать-то начали, вот только что они освоили? - О. А.). Поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах... Начата подготовка для перехода на изучение терминологии по предметам “Информатика”, “Физика”, “Химия”, “Биология”, проведение внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем на английском языке последовательно с 5-го по 9-й класс. После 9-го класса будет проводиться внешняя оценка уровня компетенции обучающихся по языкам.
Из этого следует, что уже всего через год (!) перешедшие в 5-й класс школьники будут готовы к тому, чтобы грызть гранит науки на языке Шекспира. Для этого, как отмечает МОН, “планируется организация летней языковой школы для учащихся 5-11-х классов с привлечением студентов 3-4-х курсов педагогических вузов”.
- Сколько сегодня учителей-предметников, способных преподавать химию, физику, биологию и информатику на английском языке? Располагают ли казахстанские педвузы возможностями для подготовки таких учителей?
И снова уверенный взгляд в светлое образовательное будущее: “В 2015-2016 году специальные отделения педагогического, инженерно-технического и естественно-научного направлений в рамках трехъязычного образования функ­ционируют в 42 вузах.
Количество выпускников, прошедших на них обучение, начиная с 2008 года, составило 7907 человек, трудоустроилось - 4624. В рамках международной программы “Болашак” профессиональную переподготовку прошли 816 педагогов. До 2020 года на языковых курсах повысят квалификацию 2450 учителей и преподавателей (уже сейчас началась работа по обучению английскому языку тех учителей, которые работают в школах. После курсов длительностью несколько месяцев педагоги поголовно должны заговорить по-английски. - О. А.). Будут организованы онлайн-курсы по методикам предметно-интегрированного обучения английскому языку для учителей”. Плюс к этому в школы будут привлекать выпускников программы “Болашак”, они же будут готовить будущих трехъязычных учителей в вузах и колледжах.
В вузах, оказывается, “функционируют специальные отделения с обучением на английском языке в рамках трехъязычного образования... сформирован профессорско-преподавательский состав, владеющий русским, казахским и английским языками”.
Помимо перечисления планов мероприятий, амбициозно намеченных МОН, в этой части ответа есть несколько интересных цифр: “Для перехода на английский язык обучения в вузах предусмотрены следующие мероприятия:
- по стандартам высшего образования не менее 20% учебных дисциплин должны преподаваться на втором языке (русском или казахском, в зависимости от отделения. - О. А.), не менее 30% - на английском языке, 50% - на языке обучения... С 2017-2018 учебного года в 15 базовых вузах, осуществляющих подготовку педагогических кадров по четырем педагогическим специальностям естественно-математического направления, будет осуществлен переход на англоязычное обучение с разработкой образовательных программ, учебников и учебно-методических комплексов на английском языке для вузов”.
Как думаете, уважаемый читатель, значит ли это, что все студенты заговорят сразу на трех языках?
Кроме этого в министерстве обещают разработать 40 образовательных программ и учебников для вузов на английском языке, 47 новых практико-ориентированных образовательных программ по педагогическим специальностям, ввести творческие экзамены на определение уровня склонностей к педагогической деятельности, создать систему независимой сертификации педагогических кадров.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что лихорадить будет не только среднюю школу и учителей, но и высшую - бурная деятельность родного министерства уж точно не обойдет ее стороной.
- Сколько школьных учебников нужно будет подготовить в рамках новой образовательной программы?
Здесь тоже все очень просто - уж на бумаге точно: “Учебники на английском языке зарубежных издательств используются в “Назарбаев интеллектуальных школах” (НИШ) и международных школах (ниже мы приведем их названия; интересно же знать, на кого взял равнение МОН. - О. А.). Будут адаптированы зарубежные учебники и учебно-методические комплексы на английском языке по четырем предметам: информатика, физика, химия и биология для старшей школы. Выделение финансовых средств будет зависеть от степени востребованности в адаптации и переводе учебных изданий”.
А смогут ли учиться по этим учебникам дети? Этот вопрос в силу очевидности ответа мы задавать не стали, зато попросили уточнить: довольны ли специалисты уровнем владения английским языком, которое демонстрирует нынешнее молодое поколение? Просили привести цифры в разрезе регионов, но нам ответили, что “проведение социологических исследований по определению уровня владения населением страны тремя языками входит в компетенцию Министерства культуры и спорта РК”. Однако вместе с тем отметили, что в 2017 году на трех языках должны говорить 17 процентов населения, а к 2020-му - уже 20 процентов, и не преминули сообщить о том, что “в последние три года наблюдается положительная динамика результатов учащихся по итогам ЕНТ по предметам “Казахский язык”, “Русский язык” и “Английский язык”.
- Наконец, задавали мы и такой вопрос: считают ли в самом министерстве реальными указанные сроки внедрения очередной школьной реформы?
В принципе, ответ был понятен с самого начала. Вряд ли чиновники признались бы в том, что ввязываются в бой, заведомо зная о своем поражении. Но все же интересно было узнать, на чем основывается их уверенность в победе. Итак, цитирую: “Сегодня на уровне международных стандартов успешно работают НИШ. Их наработанный опыт будет распространен на всю систему казахстанского образования. С 1 сентября 2015-2016 учебного года начата поэтапная апробация учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов обновленного содержания образования, а также критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся. В 2016-2017 учебном году на обновленное содержание перейдут все первые классы республики. Апробация нового содержания продолжится во вторых классах. Полный переход на 12-летнее образование планируется к 2020 году. В 2017-2018 учебном году, начиная с 5-го класса, будет начато поэтапное внедрение трехъязычного образования. Переход на обновленное содержание реально выполним, так как будет поэтапным”.
То есть все будет хо-ро-шо, потому что - постепенно.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P. S. Отдельно мы решили привести весьма показательные цифры и список тех школ (их в своем ответе приводит МОН), на которые придется равняться всем остальным. Примечательно, что в нем нет ни одной общеобразовательной и уж тем более сельской школы, в которую принимают всех, а не только одаренных детей и оснащение которой оставляет желать лучшего. Такой, в которой пока мечтают не о трехъязычии, а о капитальном ремонте и удобствах не на улице.
“В настоящее время в системе школьного образования трехъязычное обучение успешно реализуется в 117 общеобразовательных школах: 33 специализированных школах сети “Дарын”, 20 - НИШ, 30 казахско-турецких лицеях и др. 1202 учителя (2,4%) преподают на английском языке.
Также аналогичное образование реализуется в международных частных школах: “Мирас”, общественного “Фонда образования Нурсултана Назарбаева”, NurOrda-Аstana, Galaxy-Almaty, Haileybury-Astana, Haileybury-Almatу и др.”.
Убедили ли нас ответы министерства в том, что предложенные им механизм, время и планы реально позволят ввести в школах страны качественное трехъязычное обучение и в конечном итоге получить высокообразованное полиязычное молодое поколение? Будем откровенны: нет. Мы больше доверяем специалистам. Кстати, кто еще не читал, может ознакомиться с их мнениями (см. “Язычный переполох”, “Время” от 30.3.2016 г.). А вы что скажете, вдумчивый читатель?

А тем временем

Бери диплом, пошли в село!

Неблагоприятная ситуация складывается в сфере образования Актюбинской области - в регионе ощущается острая нехватка преподавателей русского языка.
В Актобе началась пора распределения выпускников самого крупного в области государственного вуза, готовящего педагогические кадры, - АРГУ им. Кудайбергена Жубанова. В этом году университет оканчивают около 300 обладателей государственных грантов, среди которых есть участники программы “С дипломом - в село!”. Все они намерены честно отработать свой грант, иначе придется возвращать деньги МОН. А это более миллиона тенге.
Тем временем, по данным областного управления образования, на сегодня региону требуется 328 преподавателей. Особенно сельские школы нуждаются в учителях химии, физики, математики.
- Но куда острее ощущается нехватка преподавателей русского языка на селе! - посетовала руководитель отдела управления образования Актюбинской области Шам­шат ЖУБАЙ.
Для тех, кто согласится ехать в аулы, местные власти обещают выдать 200 тысяч тенге в качестве подъемных, бесплатные сено и уголь, а также выгодный кредит на приобретение жилья.

Антон МОЛДИН, Актобе

Поделиться
Класснуть