2020

Вечер рыбного дня

В атырауских магазинах вовсю продаются консервированные килька и лещ в томате российского и литовского производства, а местной продукции не сыщешь. Кто виноват, что край, издавна славный рыбным промыслом, потерял былые позиции?

Во время своего отчета перед горожанами аким Атырау Нурлыбек ОЖАЕВ (на снимке) сообщил, что в минувшем году в Каспии было выловлено 2500 тонн рыбы, а в реке Урал - 1765 тонн, что почти в два раза меньше, чем в 2014-м.
Ветеран рыбной промышленности Орынбасар МУХТАРОВ, присутствовавший на отчете, распереживался и был крайне возмущен: мол, славная история атырауских рыбаков и рыбопереработчиков будет, наверное, предана забвению. Он считает, что сокращение объемов добычи рыбы связано с плохой организацией рыбного хозяйства, браконьерством, плохой экологией.
- Недавно с друзьями-ветеранами отмечали 82 года со дня введения в эксплуатацию Гурьевского рыбоконсервного комбината, - говорит Орынбасар Мухтарович. - Эх, а он ведь был в СССР вторым по мощности после Астраханского комбината! Сколько здесь людей работало, какую мы выпускали продукцию - до 20 видов консервов, до ста наименований продукции! А сколько добывалось отличной рыбы!
В 1931 году в Урало-Каспийском бассейне выловили рекорд­ные 192 560 тонн рыбы. Тогда же и было решено возвести в Гурьеве рыбоконсервный комбинат. За годы войны коллектив комбината совместно с другими предприятиями Урало-Каспия произвел 14 000 тонн сверхплановой продукции, которая была передана Комитету обороны. В 50-х годах прошлого века комбинат ежегодно выпускал 17 млн. банок консервов. С 1962 года начал работать икорно-балычный завод.
Однако с развалом Союза рыбозавод начал медленно угасать, сократились объемы. А в 2012-м рыбоконсервный комбинат был признан банкротом.
Почти полтысячи человек остались без работы. Многие перекочевали в производственные кооперативы - бывшие рыбацкие колхозы. Именно эти ПК сейчас добывают, перерабатывают рыбу и снабжают ею город и страны ближнего и дальнего зарубежья.
Худо-бедно эти несколько ПК представляют Атырау на различных выставках, ярмарках, много продукции идет на экспорт.
В том, что рыбозавод развалился и рыбы в регионе стало намного меньше, чем в былые годы, старожилы и эксперты винят также нефтедобычу на Каспии и браконьерство.
- Нужно, чтобы государство по-настоящему озаботилось этой проблемой, - говорит Мухтаров. - А еще заводу необходим крепкий хозяйственник-профессионал. Помню, что лет десять назад на комбинат заезжали правительственные чины и обещали возродить работу. Обещания в реальность не воплотились. Думаю, рыбную промышленность надо отдать в государственную монополию. Уверен, что даже с той рыбой, которая есть в нашей реке, можно наладить работу. И необходимо вести мелиоративную работу на реке, ужесточить борьбу с браконьерством.
- А я считаю, что рыба пропала не только из-за браконьеров, - говорит краевед Вячеслав АФАНАСЬЕВ (на снимке). - Начавшиеся работы по нефтедобыче на Каспии навсегда нарушили экосистему уникального моря. И еще виноваты ржавые баржи, которые никак не могут вытащить со дна Урала. Как это плохо влияет на рыбу!
Минувшей осенью власти вытянули со дна Урала одну ржавую посудину - промыслово-транспорт­ный корабль весом 300 тонн. В ближайшие три года обещают извлечь еще 15... Но в реке и на Каспии в общей сложности затоплено более 80 судов и барж, представляющих большую опасность для экологии.
Какие-то шаги по восстановлению рыбных ресурсов, хоть и небольшие, в последнее время в области предпринимаются. В Атырау вот уже более трех лет работают заводы по выращиванию рыбы осетровых пород. В прошлом году их усилиями в воду было выпущено 7 млн. мальков. А в пригородном селе Томарлы начало функционировать предприятие с возможностью выращивания 100 тысяч штук мальков осетровых пород.
Однако, судя по отчету акима Атырау, пока г-н Ожаев не особо озабочен проблемой нехватки рыбы в регионе. Так, градоначальник заострил внимание на новом ТОО по переработке и консервированию овощей с созданием аж 22 новых рабочих мест. Говорят, что “витаминные” салаты будут уходить на экспорт и обеспечивать потребности горожан. Не­ужели власти думают кабачковой икрой удивить атыраусцев, которые еще помнят, как ложками ели икру черную? Может, лучше возродить рыбную отрасль? Все-таки на гербе города два символа: кроме неф­тевышки еще и севрюга. Не надо об этом забывать.

Надежда ШУМИЛИНА, фото автора и с интернет-ресурсов, Атырау

Поделиться
Класснуть