4377

Глава Bek Air - об аварийно севшем самолёте: “Ему ещё летать и летать...”

Самолет Fokker-100, экипаж которого в минувшее воскресенье сотворил чудо, успешно посадив аварийную машину в аэропорту Астаны, был произведен в 1994 году, а в Казахстан его доставили около двух месяцев назад из Бразилии. Эти и другие подробности газете “Время” в понедельник сообщил председатель правления авиакомпании Bek Air Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ.

Пассажирский Fokker-100 авиа­компании Bek Air, летевший из Кызылорды, должен был приземлиться в столичном аэропорту согласно расписанию - в 9.45 по времени Астаны. Однако при заходе борта на посадку выяснилось, что не полностью выпустилась стойка переднего шасси. Оценив ситуацию, командир экипажа, пилот с 25-летним стажем, Дмитрий РОДИН принял решение сажать самолет на задние шасси, на которые, к слову, приходится 95 процентов веса судна.
Сжигая оставшееся топливо, лайнер около 50 минут кружил над городом, а за это время экстренные службы аэропорта покрыли пеной взлетно-посадочную полосу, чтобы минимизировать риск возгорания самолета при его касании с ВПП. К месту были стянуты семь пожарных расчетов и четыре бригады скорой медпомощи. К счастью, они остались не у дел - в 10.36 воздушное судно благополучно приземлилось, никто из 116 пассажиров и пяти членов экипажа не пострадал. Причем, как сообщила позже журналистам старший бортпроводник Жадра МУДАРИСОВА, паники на борту во время посадки не было. Пассажиры, конечно, пережили стресс, однако медицинская или психологическая помощь никому не понадобилась. Что примечательно, и самолет не получил серьезных повреждений.
Главная транспортная прокуратура приступила к досудебному расследованию по части 1 статьи 344 (нарушение правил безопас­ности движения и эксплуатации воздушного транспорта) УК.
- Экипаж идеально отработал все процедуры, которые должен был предпринять в этой ситуации, - прокомментировал инцидент глава Bek Air Нурлан Жумасултанов. - Ситуация была нештатная, но стандартная. Как раз таки все подобные случаи члены экипажа регулярно отрабатывают на тренажере. Командир и второй пилот все сделали абсолютно правильно. После установления неполадки уборка и повторный выпуск шасси результатов не дали, аварийный выпуск - тоже. Поэтому и было принято решение сажать самолет без передней стойки шасси.
- Причем самолет несколько раз пролетал над взлетной полосой, чтобы наземные службы аэропорта снизу в бинокль рассмотрели, вышло шасси или нет, - продолжил председатель правления авиакомпании. - Когда самолет выработал топливо, уменьшив свой вес, пилоты обеспечили максимальную заднюю центровку и перед самой посадкой поставили стабилизатор на кабрирование, чтобы нос максимально долго можно было удерживать в воздухе после касания лайнера с землей. Когда скорость упала, нос опустился, и на пене, которая имеет огнезащитные свойства и добавляет скольжения, борт прокатился до полной остановки еще метров 50.
Министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ тоже отметил высокий профессионализм экипажа, сообщив, что командир судна Дмитрий Родин и второй пилот Вадим СМЕРЕЧАНСКИЙ (кстати, внук личного пилота бывшего руководителя республики Динмухамеда КУНАЕВА) будут представлены к государственным наградам.
“Только что выехали из аэропорта, - поделился пережитым волнением глава ведомства на своей странице в соцсети. - Слава богу, никто не пострадал, обошлось без жертв. Последние пассажиры уеха­ли после того, как забрали свою ручную кладь из салона (самолета. - М. А.), которую оставили во время экстренной эвакуации. Специальная комиссия уже приступила к расследованию. Хочу отметить мастерство и выдержку экипажа и особенно командира, а также слаженную работу всех наземных служб”.
Мининвестразвития сообщило о создании специальной комиссии по расследованию причин происшествия. А Комитет гражданской авиа­ции МИР предписал руководству Bek Air провести разовую техническую проверку агрегатов и узлов передней и основных стоек шасси на всех судах авиакомпании, представив соответствующий технический акт КГА и Главному центру планирования воздушного движения РГП “Казаэронавигация”. Без этого документа самолеты Fokker-100, которые в нашей стране есть только у Bek Air (парк авиакомпании состоит из восьми самолетов этого типа, шесть из которых летают в Казахстане, два - в Афганистане), не могут осуществлять полеты.
Как сообщил газете “Время” Нурлан Жумасултанов, компания в тот же день провела проверку, представила документы контролирующим органам, и сейчас ее самолеты летают в прежнем режиме.
- А данный самолет был доставлен в Казахстан из Бразилии в январе этого года, эксплуатировать его мы начали в феврале, - пояс­нил руководитель Bek Air. - Было проведено предпродажное обслуживание, затем промежуточное - потому что до Европы его доставили продавцы, а оттуда мы уже сами забирали. Самолет 1994 года выпуска, но, как известно, на со­временных западных и российских самолетах определяющим является не срок службы, а эксплуатация до износа назначенных ресурсов. На этом самолете наработка составляет всего 35 000 посадок при назначенных 90 000. То есть он всего чуть больше трети наработал, ему еще летать и летать. Вчера мы проинформировали об инциденте компанию-производитель Fokker, их представитель во вторник (то есть сегодня. - М. А.) прибывает в Казахстан. Я сегодня (т. е. вчера, в понедельник. - М. А.) был в министерстве и ходатайствовал о включении его в комиссию по расследованию. Более того, мы получили от компании извещение о том, что она будет участвовать в ремонте самолета. Производитель пришлет своих специалистов, и вместе с нашими инженерами они восстановят самолет, который будет возвращен в эксплуатацию.

А тем временем

300 км преткновения

Между авиаведомствами и перевозчиками Казахстана и России едва не разгорелась настоящая война, заложниками которой могли стать обычные пассажиры.
26 марта российский “Аэро­флот” временно приостановил полеты в Казахстан, отменив 11 рейсов из Москвы в Атырау, Актау, Актобе, Алматы, Астану, Караганду и Шымкент. Как сообщила пресс-служба компании, связано это было с тем, что перевозчик не получил необходимые разрешения на выполнение полетов. Под угрозой срыва с 27 марта оказались и рейсы Air Astana в Москву: российская сторона отказала казахстанскому перевозчику в выдаче аналогичных разрешений.
“Ситуация с разрешениями сложилась по вине “Аэрофлота”, который несвоевременно подал заявку на регистрацию и поэтому не может получить разрешение на полеты в Казахстан, - говорилось в распространенном заявлении пресс-службы Air Astana. - В то же время все российские авиакомпании, своевременно подавшие заявки, получили все разрешения без ограничений”.
В связи с отменой рейсов сот­ни пассажиров, следовавшие в Казахстан, застряли в аэропорту Шереметьево в Москве. Как сообщила пресс-служба “Аэро­флота”, людей разместили в гостиницах неподалеку от аэропорта и обеспечили горячим питанием.
27 марта авиавласти Казахстана все-таки выдали “Аэрофлоту” разрешение на выполнение рейсов в семь городов республики. Что касается застрявших в московском порту пассажиров, то большинство из них, по словам руководителя пресс-службы МИД Ануара ЖАЙНАКОВА, уже вернулись на родину.
Отечественный перевозчик также получил разрешение на регулярные полеты в Москву на весь сезон, сообщила нам вице-президент Air Astana по связям с общественностью Белла ТОРМЫШЕВА.
Однако конфликт интересов на этом не исчерпан. Дело в том, что Air Astana никак не может договориться с Росавиацией по поводу рейсов в Монголию с 300-километровым транзитом через воздушное пространство РФ. Россияне требуют определенную плату за транзит, казах­станская компания с этими требованиями не согласна.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть