Нурлан Жумасултанов: Чиновники вынуждают авиакомпании повышать цены на билеты!
Нурлан Жумасултанов: Чиновники вынуждают авиакомпании повышать цены на билеты!
Новые требования по безопасности полетов ударят по кошелькам казахстанцев, но не станут панацеей от авиакатастроф
Уже с Нового года в гражданской авиации Казахстана начнут действовать новые правила: все перевозчики будут обязаны проходить производственный аудит безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Без сертификата IOSA будет запрещено осуществлять перелеты внутри страны. С одной стороны, Комитет гражданской авиации можно только похвалить — чиновники заботятся о безопасности полетов. Но в то же время не до конца понятно, для чего тогда нужен государственный контроль, если проверять авиакомпании будут международные эксперты, причем за весьма хорошие деньги: первоначальный аудит стоит полтора миллиона долларов, а последующие — порядка миллиона у.е. Не все крупные игроки на рынке авиаперевозок согласны с тем, чтобы доверить жизнь своих пассажиров иностранным проверяющим. Председатель cовета директоров авиакомпании Bek Air Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ объяснил газете «Время», почему международный аудит не спасет от авиапросшествий.
- Мы в течение всего года пытались доказать Комитету гражданской авиации, что нельзя взять и одним приказом министра обязать всех проходить аудит ИАТА, - говорит глава авиакомпании. - Давайте попробуем разобраться. Международная ассоциация воздушного транспорта — это общественная организация. Наше государство, как субъект права, не может быть членом НПО. В то же время, есть межгосударственное объединение - Международная организация гражданской авиации (ИКАО), членом которой является наша республика. А как утверждают сами представители ИАТА, их аудит на 80 процентов состоит из требований ИКАО. То есть казахстанские авиакомпании и так почти полностью соответствуют всем требованиям аудита. Вот и получается, что нам, перевозчикам, сажают на шею еще одну проверку за наши же деньги. Но полтора миллиона долларов — это для «Бек Эйра» огромные деньги.
- То есть вопрос упирается в деньги?
- Вопрос упирается в соблюдение законодательства Республики Казахстан. Мы по законам живем или по понятиям? Комитет гражданской авиации должен подвести законодательную базу под требование о прохождении аудита в неправительственной организации и, в этом случае, отменить свой государственный контроль. Зачем нам тогда Комитет и армия чиновников, если для полетов нужна бумага из НПО? Почему иностранцы должны решать, кому можно летать в Казахстане, а кому нельзя? Есть еще один интересный момент. Авиакомпании, являющиеся полноправными членами ИАТА, в обязательном порядке проходят международный аудит — таково требование самой организации. Однако для ассоциированных членов ИАТА прохождение аудита носит рекомендательный характер. «Бек Эйр» как раз ассоциированный член. То есть в самой ИАТА считают, что не нужно заставлять нас проходить спецпроверку. А в комитете гражданской авиации уверены, что мы обязаны это сделать.
- Почему же Комитет тогда настаивает на получении этого сертификата?
- Я думаю, причин много. Можно предположить, что нас просто вынуждают повысить стоимость билетов. Ни для кого не секрет, что «Бек Эйр» перевозит своих пассажиров по самым низким ценам в стране. Судите сами: мы начали летать в 2011 году и заняли тогда 0,82 процента рынка. На следующий год мы осуществили 1,86 процента всех пассажирских перевозок страны. В 2013 году мы занимали 4,02 процента рынка, а уже в 2014 году начался рост почти до 11 процентов. И вот результат - в уходящем году «Бек Эйр» осуществил четверть всех внутренних перевозок! И это, разумеется, нравится далеко не всем. Наши тарифы влияют на все ценообразование рынка. Если «Бек Эйр» летает из Алматы в Астану за 10 тысяч тенге, то никто не станет покупать билеты по 30-40 тысяч. Наши соотечественники поняли, что сейчас летать стало выгоднее, чем ездить на поездах! А чиновники, вместо того, чтобы радоваться развитию отрасли, придумывают нам новые препоны, в том числе и финансовые. Вот откуда нам взять полтора миллиона долларов? Правильно — повысить стоимость билетов. Несмотря на многоразовую девальвацию, «Бек Эйр» не стал менять тарифы, они весь год находятся на одном уровне. Время сейчас тяжелое, и мы не хотим взваливать на наших пассажиров дополнительные расходы. Почему же Комитет гражданской авиации этого так хочет? Не забывайте, что на нас и так давит финансовый кризис, и именно в этот момент придумали еще одну огромную статью расхода. Неужели доступные цены так всех раздражают?
- Разве плохо, что будет еще одно требование по безопасности полетов?
- Это очень хорошо. Но у нас и сейчас есть сертификационные требования к авиакомпаниям, без соблюдения которых к полетам не допустят. Ну а если вы так хотите соответствовать международным стандартам, внесите в сертификационные требования пункты из аудита IOSA, то есть сделайте все по закону! Вы поймите: наличие международного сертификата не гарантирует стопроцентную безопасность. Вот простой пример — наши коллеги из SCAT с гордостью заявляют, что получили сертификат IOSA. А у аэропорта Актау есть международный сертификат ISAGO — это аудит ИАТА по наземной безопаности. Однако мы все видели, что случилось в июне этого года — в Актау сгорел «Боинг», принадлежащий SCAT. То есть сертификаты не помогли, так получается?
- Это могло быть стечением обстоятельств.
- Возможно. Но есть анализ авиакастроф, произошедший с 1999 по 2015 годы. Туда, кстати, включен и самолет SCAT, упавший в январе 2013 года. Так вот: из 78 потерпевших крушения авиалайнеров 45 принадлежали компаниям, прошедшим Международный аудит IOSA! А это больше половины — около 58 процентов. 24 разбившихся воздушных судна относятся к авиакомпаниям, не имеющим сертификат — это 30 процентов. Наконец, еще 9 самолетов принадлежали государственным организациям — министерствам, ведомствам и так далее, то есть им проходить проверку ИАТА не нужно. Так что статистика говорит не в пользу этого аудита. Наконец, еще один важный аргумент — наличие сертификата IOSA не означает, что авиакомпании разрешено осуществлять полеты в Европе. То есть мы должны пройти международный аудит, но за границу нас все равно не пустят! Вам не кажется это нелогичным?
- Почему ваши аргументы не услышали в Комитете гражданской авиации, Нурлан Тулеубаевич?
- Боюсь, что цель чиновников — просто переложить ответственность за авиапроисшествия на некую неправительственную организацию, вот и все. Случись что-то страшное, где мы будем искать ответственных — в штаб-квартире НПО? Что интересно, аудит должны проходить компании, совершающие регулярные рейсы, а те, кто летают как чартеры, освобождены от этой обязанности. Получается, жизнь людей, выбирающих чартеры, не так важна? Одним словом, вопросов много. Поэтому мы уже написали письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность приказа, обязывающего нас проходить еще одну проверку. Кроме того, мы уже обратились в суд. Эти органы и должны установить, могут ли международные неправительственные организации осуществлять контроль за всеми пассажирскими перевозками в Казахстане.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы