Перевоз и ныне там
Ермак САЛИМОВ: не хочу поднимать тариф!
Аким Семея проиграл первый раунд боя с транспортными монополистами
После жесткого разговора с перевозчиками (см. “Аким Семея бросился под автобус”, “Время” от 5.9.2015 г.) семейчане надеялись: Ермак САЛИМОВ умерит аппетиты монополистов, не позволив резко повышать стоимость проезда (с 60 до 80 тенге). Однако...
Этого “последнего, но решительного” совещания ждали все.
И вот час икс настал. Во всеуслышание было объявлено: члены рабочей группы за полтора месяца провели полный анализ по всем статьям расходов (топливо, ГСМ, ремонты, технические осмотры, зарплата водителей и кондукторов). После чего вынесли вердикт: необходимо увеличить тариф на проезд с 60 до 80 тенге. То есть требования перевозчиков удовлетворили в полном объеме.
Помрачневший Ермак Салимов признался:
- Мне до сих пор не хочется поднимать этот тариф. Я до сих пор не уверен в этих расчетах в силу того, что вы (аким обратился к директору центра управления пассажирскими перевозками Олегу БЕЛОУСОВУ. - М. Г.) не вооружаете меня документами по мониторингу, метражу. Вы просто сидите. Вас, видно, это устраивает. Меня не устраивает…
У градоначальника было что высказать и перевозчикам:
- Если честно говорить, мы так и не добрались до всей вашей бухгалтерии в полном объеме. Но это не означает, что мы дальше этой работой заниматься не будем. Вы говорите о своих расходах, но никогда не говорите о доходах. Я прекрасно понимаю, какая картина складывается. Завтра все равно придется повышать тарифы, но, возможно, это будет другая цифра. Легче всего нам с вами сейчас согласиться и потом три года сидеть и не давать вам возможности поднимать тариф дальше…
А вот лидер местного филиала движения пенсионеров “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ не стала скрывать: она категорически не согласна с резким повышением стоимости проезда.
- Были времена, когда перевозчики возили пенсионеров бесплатно. Сейчас они слышат только себя: нам надо! - возмущалась она. - Сразу на 33 процента поднять - это же немыслимо! Инфляции такой нет. Иду сейчас сюда, мне люди говорят: мы против такого повышения! Потому что даже если два-три человека из семьи ездят, то это уже выливается в громадную сумму. Расчеты - это одно, но надо учитывать и наши реалии. Я лично против повышения проезда до 80 тенге!
В ответ чиновники попытались убедить Ольгу Васильевну в том, что 80 тенге - это оптимальная цена. А взамен представители власти обещали потребовать от владельцев общественного транспорта значительно улучшить качество предоставляемых услуг.
- Вы должны с этого момента улучшить свою работу, - обратился к перевозчикам Ермак Салимов. - Я много разговаривал с людьми. Все понимают: сейчас плавающий курс тенге со всеми вытекающими последствиями. Многие согласны платить 80 тенге. Но при условии, что будет качество. Во-первых, чтобы автобусы ходили до конца (маршрутов. - М. Г.). Целая кипа заявлений - люди не могут уехать с цемзавода. А если автобус сошел с маршрута, опять же грубость, чванство... Как это все объяснить при повышении тарифа?
Перевозчики потупились: мол, виноваты, исправимся. Однако как только речь зашла о том, что не все автопарки готовы возить пенсионеров старше 70 лет за полстоимости, некоторые из них безапелляционно дали понять - они не пойдут на уступки.
- Мы все должны работать в одной системе, - пытался вразумить “бунтарей” аким. - Коль мы соглашаемся на этот тариф, все перевозчики должны перевозить определенные категории населения по социальным ценам или бесплатно. Так это или не так?
- Нет, не так! - запальчиво возразил руководитель одного из крупнейших автопарков ТОО “Азия Комби” Владимир ФИЛИЧКИН. - Есть маршруты, которые согласно своим конкурсным предложениям не перевозят по льготной цене пенсионеров старше 70 лет. Мои маршруты не перевозят.
- Почему бы нам не обсудить этот вопрос? - предложил аким.
- Это необсуждаемо!
- Так категорично? Но тогда мы можем не обсуждать ваш тариф. Почему так говорите? Это - обсуждаемо, это - необсуждаемо… Президент к нам обратился в непростое время: давайте сплотимся, давайте работать… Мы не снимаем с себя ответственности за дороги. Мы проговорим с вами каждый клочок дороги в бюджете следующего года. Потому что это влияет на расходную часть - ремонт шин, перерасход масел, бензина и т. д. Но сейчас, когда мы поднимаем проезд до 80 тенге, неужели вам самим нельзя пойти на это?!
Однако попытку обсудить Филичикин назвал “демонстрацией”, заявив, что “если и надо обсуждать, то не в этой аудитории, а по-другому”.
- Нет уж, давайте пообсуждаем! - настаивал аким.
- Что обсуждать? Социальную ответственность перед населением? - кипятился перевозчик. - Я в этом году отказал в бесплатном проезде детскому дому № 8 и школе-интернату № 5 по вашей рекомендации (он обратился к председателю совета общественности при акиме города Жанне ЖИБРАЕВОЙ. - М. Г.). Вы на том совещании сказали, что детям в детских домах и так хорошо живется!
Обстановка накалилась до предела, кто-то из участников заседания попросил даже не выносить сор из избы: “Я предлагаю без СМИ договориться. А то неудобно получается…”.
И хотя формат встречи не предполагал вмешательства в дискуссию журналистов, я решила: настал момент, когда простительно нарушить заданный формат.
- В прошлый раз Жанна Жибраева поделилась, что, как только она поднимает вопрос о льготном проезде для многодетных матерей, перевозчики говорят в ответ: они помогают детским домам, - напомнила я собравшимся. - Действительно, Жанна Жагуфаровна предложила перевозчикам: может быть, вместо того чтобы помогать детям из детских домов, которых сейчас всем необходимым обеспечивает государство, перенаправить эти средства на льготы по проезду остронуждающимся категориям граждан? Мне стало интересно, какую помощь оказывают детским домам наши перевозчики. По горячим следам я обзвонила три детских дома. И выяснилось: из всех перевозчиков оказывал помощь только господин Филичкин. И лишь двум из них. Воспитанникам детского дома № 8 и школы-интерната № 5 он обеспечивал бесплатный проезд на своих маршрутах. А вот младшим школьникам из детского дома № 3 ни один из перевозчиков Семея не пошел навстречу!
Маленькие дети передвигаются по городу так: протягивают тетеньке-кондуктору справку за подписью директора о том, что они воспитанники детдома. Большинство кондукторов их заставляют выйти на следующей остановке. Но одну-то остановку они проехали! Таким образом, чтобы добраться до места, им приходится сменить четыре-пять автобусов, - резала я правду. - Теперь, наверное, это ждет и детей из других детских домов - тех, кому отказал в бесплатном проезде господин Филичкин. Вся беда в том, что, когда директора детдомов просят из бюджета средства на проезд детей в общественном транспорте, им говорят: не положено, мол, у вас же есть свой транспорт. Но маленькая “газелька” не может развезти всех детей. Детский дом - это не тюрьма. Дети свободно перемещаются по городу. Одним нужно в музей, другим - в биологический центр, третьим - во Дворец молодежи…
Впрочем, даже если у детей есть деньги на проезд, нет никакой гарантии, что ребенка вообще пустят в автобус! - не унималась я. - Родители с окраин города жалуются, что к ним ездят только микроавтобусы. А кондукторы пускают в них сначала взрослых. И потом, если останется место, разрешают войти детям. Поэтому школьники часто опаздывают на занятия. А все дело в том, что для кондукторов и водителей дети - невыгодные пассажиры. Ведь они платят только 30 тенге, а взрослые - 60! Почему никто из проверяющих не пресекает эту дискриминацию?
Моя пламенная речь, судя по всему, “воспламенила” и градоначальника.
- Надо выполнять свои обязательства, в том числе это касается и перевозки детей! Насчет детского дома - надо рассмотреть. Обеспечить бесплатный проезд детям или за счет перевозчиков, или за счет бюджета! - отрезал он.
Ермак Салимов дал понять перевозчикам: расслабляться рано. Несмотря на то что в этот раз они одержали победу, у властей есть возможности для реванша. Перевозчиков будут мониторить и дальше. И если они продолжат нарушать элементарные правила обслуживания пассажиров, против них будут применять штрафные санкции.
После совещания я спросила Владимира Филичкина:
- Вы отказались от помощи детским домам. Взамен вы введете льготы для социальных категорий на своих маршрутах, как хотела Жанна Жибраева?
- Принципиально не буду! Я никому ничего не должен! - бросил господин Филичкин.
Ну что тут скажешь, если “королю баранки” даже рулевой города не указ...
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей