3235

Гейл в помощь,

или Нам чужды каменные джунгли

Продолжат ли новые власти Алматы реализацию программы под условным названием “Город для людей”, предложенной датским архитектором Яном ГЕЙЛОМ? Об этом мы разговариваем с одним из разработчиков обновленного генплана развития Алматы Алтаем САТЫБАЛДИЕВЫМ (на снимке).

- Некоторые алматинцы не без основания спрашивают: “Неужели наши специалисты сами не могли додуматься до того, что предлагает Гейл - поставить лавочки, разбить парки, убрать автомобили с обочин?”.
- Конечно, догадаться об этом несложно!.. Да, его идеи не кажутся какими-то новаторскими, он говорит о том, что понятно даже обывателям. С теми проблемами, которые мы пытаемся решить сейчас, в европейских странах столкнулись в 70-х годах. Но чем хорош Гейл? Приведу в пример ту же Москву, для которой он разрабатывал проект, подобный алматинскому.
Нужно признать, что уровень архитектурной мысли в столице России выше, чем у нас, но там тоже не знали, что им делать, как изменить облик города. Гейл нарисовал им план - и они тут же принялись воплощать в жизнь его мысли. И сейчас в Москве на том же Крымском валу, где еще недавно был хаос, организовано одно из самых лучших мест отдыха горожан! И вот ведь что примечательно: российские архитекторы не смогли дойти до этого без Гейла. Он, грубо говоря, заставил людей, а главное - городские власти по-другому взглянуть на привычные вещи.
- У меня и моих коллег складывается впечатление, что с недавних пор работы по проектам господина Гейла в Алматы несколько стихли. Например, обустройство квадрата улиц в Медеуском районе: его обещали закончить к 1 сентября, но до сих пор этого не сделали. Может, новые власти города решили отказаться от проектов архитектора, обласканного прежним акимом, или сказывается ситуация в экономике?
- Насколько я знаю, новые власти Алматы уже изучили проект и не собираются от него отказываться, работы будут продолжены. Конечно, кризис скажется и на сроках его реализации. Но все равно я считаю, что в этом году было сделано очень много. Я вот несколько раз проезжал по улице Тимирязева в районе КазНУ и видел, насколько преобразилась улица: тренажеры, велосипедные дорожки. Если раньше там почти не было людей, то сейчас многие горожане там гуляют, отдыхают, занимаются спортом. И подобный островок должен появиться во всех городских районах, ведь каждый из акиматов получил на его создание по 100 миллионов тенге. Это все равно что зерно, брошенное в землю, постепенно начнет прорастать. Сами жители увидят, каким может быть их город.
- Но ведь Гейл - иностранец, он не знает всех тонкостей нашей ментальности, специфики. Разве можно принимать на веру все, что он предлагает?
- Именно поэтому мы, принимая его предложения, должны воспринимать их несколько критично, смотреть, можно ли применить его идеи у нас.
Гейл во время своего визита в Алматы говорил о том, что нужно увеличить плотность застройки в центре. В пример он приводил ряд европейских городов: такая застройка увеличивает плотность населения, то есть на одном и том же пространстве живет больше людей, а это хорошо... Но у нас свое мнение. Там практически отсутствуют дворовые пространства, а улицы чем-то напоминают ущелья. Зачем это делать у нас? Дворы в их понимании роскошь. Но мы сразу же привели свои контраргументы: мы живем в сейсмоопасной зоне, и чем ближе стоят друг к другу дома, тем больше вероятность их разрушения в случае стихийного бедствия. Менее крепкие здания будут падать на более устойчивые и ломать их. Есть еще один фактор: чем выше плотность застройки, тем меньше проветриваемость города, а это в наших условиях недопустимо. И самое главное - социальный фактор: жители не будут мириться с тем, что место, где когда-то был их двор, застроят новыми дворами. Ведь эти пространства имеют для нас в некотором смысле даже сакральное значение.
- Гейл согласился с вашими доводами?
- Не со всеми. Он сказал, что их, конечно, можно понять, но все равно остался при своем мнении. Еще Гейл говорил о том, что кое-где нужно спилить старые деревья и посадить невысокие новые. Встречаясь с нами, он сказал примерно так: “Когда вы встречаете неряшливого, непричесанного человека, у которого колтун на голове, вы же рекомендуете ему сходить в парикмахерскую?”. Это он о наших деревьях - они показались ему неухоженными. Но Гейл, видимо, не понимает, что высокие дубы и тополя - это тень, и они не кажутся нам неряшливыми, наоборот. Поэтому и нужно относиться к его предложениям критически.
- А какие из его предложений изначально показались вам парадоксальными, но имеющими право на жизнь?
- Он говорил о том, что нужно сужать улицы на перекрестках, чтобы автомобилисты испытывали дис­комфорт. Мы тут же представили, что будет, если мы это сделаем! Но Гейл возразил: “Не нужно постоянно ссылаться на менталитет, у всех он одинаков”. Оказывается, датчане тоже выступали против тех реформ городского пространства, которые он когда-то предложил! Водители организовывали автомобильные парады, говорили, что их права ущемляют. А сейчас Копенгаген - один из самых комфортных городов для проживания, и это общепризнано. Поэтому мы думаем, что эту идею вполне можно взять на вооружение.
Многие улицы в Алматы и так сужены из-за того, что целый ряд на них занимают припаркованные автомобили. Это пространство можно отдать пешеходам, запретить там парковку, и улицы автоматически станут уже. Еще одно предложение, которое мы собираемся воплотить в жизнь, - концентрация наружной рекламы в каких-то определенных районах, например там, где организованы пешеходные зоны. Сейчас ее слишком много, она разбросана и засоряет городское пространство.
Еще датчанин предложил убрать все подземные переходы: мол, не должны люди спускаться вниз, проходы должны быть наземными.
- Чего ждать горожанам в ближайшее время?
- Улицы Панфилова, Жибек жолы и часть Кабанбай батыра могут стать пешеходными. По ним уже есть конкретные проекты. Мы хотим хотя бы частично - от Макатаева до Кабанбай батыра - и только на выходные закрывать для автотранспорта проспект Абылай хана, за исключением общественного. Хотим посмотреть, как на это будут реагировать люди. Сейчас идет пробивка улицы Байсеитовой - от Кабанбай батыра до Богенбай батыра. На этом участке она станет полностью пешеходной, будет реконструирован фонтан “Неделька”.
- Как вы относитесь к разговорам о том, то Гейл - это архитектор с устаревшими взглядами, который приехал в Алматы, чтобы просто заработать, а наши чиновники воспользовались этим, чтобы тоже получить с этого какие-то дивиденды?
- Речи о каких-то откатах и быть не может, потому что Гейлу заплатили меньше того, что он изначально запросил. Он согласился на эту сумму, потому что ему понравился Алматы. А что касается его идей... Рекомендации Гейла носят универсальный характер, ведь любой город - это определенная система. Некоторые из его предложений кажутся парадоксальными, но они дали очень хороший эффект там, где реализовывались. Ведь те города, в которых работал Гейл, сейчас являются лидерами по комфортности! Он сразу нас предупредил: это очень трудная дорога, придется ломать стереотипы, но это необходимо. Датчанам понадобилось 20-30 лет на то, чтобы эти идеи проникли в массы.
- И нам нужно будет столько же?
- Думаю, меньше - ведь мы идем проторенным путем, а они были пионерами. Наши люди бывают в Европе и видят, как там комфортно. Поэтому, на­деюсь, они воспримут эти идеи быстрее. Главное, чтобы была политическая воля и желание самих алматинцев.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть