6974

В ожидании выхлопа

Бауыржан БАЙБЕК сам протестировал систему.

Алматинцев с 1 октября начнут возить по-новому

Сегодня аким южной столицы Бауыржан БАЙБЕК рассказал, каким он видит общественный транспорт казахстанского мегаполиса. Его встреча с руководством городского транспортного холдинга оказалась на удивление интересной и интригующей.

Вчера аким южной столицы Бауыржан БАЙБЕК рассказал, каким он видит общественный транспорт казахстанского мегаполиса. Его встреча с руководством городского транспортного холдинга оказалась на удивление интересной и интригующей.
Поначалу складывалось впечатление, что Бауыржан Кадыргалиевич не в теме и подчиненным приходится объяснять новичку-градоначальнику прописные истины. Например, то, что сейчас в сфере общественного транспорта есть теневой оборот - около 20 процентов от общей суммы, уплачиваемой пассажирами за проезд, что водитель автобуса практически бесконтролен на маршруте, а городские власти до сих пор точно не знают, сколько пассажиров они перевозят общественным транс­портом и каков объем этого рынка. Аким внимательно слушал и задавал уточняющие вопросы.
Но позже стало ясно, что у гос­подина Байбека уже сложилось свое мнение о состоянии городского общественного транспорта. Выяснилось, что он уже встречался с руководством транспортного холдинга Алматы, успел проехать в метро - его он нахваливал особо - и давал некоторые поручения подчиненным. Когда же речь зашла о внедрении системы электронного билетирования и возможном росте выручки на 20-30 процентов, градоначальник весьма точно охарактеризовал нынешнюю систему общественного транспорта:
- Пока у нас это как бездонная бочка: вкладываешь, вкладываешь, а все уходит, как в песок. Должен быть выхлоп! Если эта отрасль дает налоги, то мы можем направить эти деньги на ее же поддержку. Здесь речь не идет просто о пополнении бюджета. Качество общественного транспорта в Алматы должно быть самым высоким! Сейчас мы должны понять: здесь можем заработать, чтобы в дальнейшем инвестировать в модернизацию.
Участвовавшие в заседании чиновники сдержанно кивали: мол, сами знаем о проблемах, но что поделать - человеческий фактор. Вот внедрим новую систему - тогда... И все вновь внимали спикерам, рассказывавшим о новой эре общественного транспорта, которая наступит 1 октября с внедрением транспортных карт. Они, как уже сообщалось, будут четырех видов - общегражданская и три льготные. С первой за каждую поездку будут снимать 80 тенге, такую карту можно будет передавать из рук в руки и оплатить с ее помощью проезд сразу хоть 10 человек. Льготные же будут индивидуальными - с фотографией и личными данными владельца, и только он сам сможет пользоваться такой именной картой. Школьникам их будут выдавать непосредственно в учебных заведениях, студентам - в вузах, а пенсионерам и всем остальным категориям льготников - в управлениях соцзащиты по месту жительства. Стоить одна карта будет 320 тенге.
Уже определено около 8000 пунктов продажи общегражданских проездных карт - это киоски и придорожные магазины. Здесь же можно будет и пополнить баланс или воспользоваться для этого спецтерминалами. Комиссию при этом взимать не будут. Примечательно, что денежная сумма на общегражданской карте будет возвратная: захотите сдать ее - вам будут обязаны вернуть вложенные средства, в том числе и те, которые вы потратили на приобретение проездного.
Отдельно зашла речь и о контро­лерах. Их будет так много - почти 300 человек, и работать они будут так рьяно, что руководители проекта уже начали заранее извиняться.
- Поначалу за одну поездку пассажира будут проверять до трех раз. Это некоторые неудобства, за что мы будем просить прощения у наших граждан через СМИ, - загодя повинился представитель транспортного холдинга Алматы Рифат АБДУРАМАНОВ (на снимке).
- Здесь не должно быть никаких репрессивных мер! - прервал спикера Байбек. - Мы должны дать людям три месяца на то, чтобы они привыкли. Они должны увидеть, что это удобно и что это делается для них. А с 1 января мы уже перейдем к полноценной работе системы и начнем штрафовать.
Абдураманов бодро продолжил, правда, спич его был прерван - аким вдруг спросил:
- Вы мне объясните, как будет платить человек, если он едет с пересадкой? Сел в автобус - заплатил 80 тенге, перешел в метро - снова 80 тенге?
- Да, так и есть! - наперегонки подтверждали подчиненные.
- Но вы не забывайте, что во всем мире по-другому: человек сел в одной точке - заплатил. Он может переходить на другой вид транспорта, но отдавать деньги больше не нужно, - не в последний раз за эту встречу привел в пример европейский опыт бывший болашаковец.
Байбека тут же заверили, что и у нас будет так же, правда, в перспективе.
- Мы исполним ваше поручение, и до 1 декабря 2015 года транспорт­ные карты всем льготникам будут выдаваться бесплатно! - сообщил сенсационную новость Абдураманов. - Думаем, что за это время мы выдадим 95 процентов карточек.
А потом началось самое интересное: создатели новой системы заговорили о проблемах. Оказалось, что до сих пор не все частные перевозчики подписали с транспортным холдингом Алматы договор о материальной ответственности. Оборудование, которое уже через месяц должно появиться в каждом автобусе, стоит около полутора тысяч долларов, и чтобы оно не повторило печальную судьбу вечно сломанных валидаторов, каждый водитель должен отвечать за их исправность и сохранность. Но с этим согласны не все. Президент Ассоциации пассажирских перевозок Алматы Юнус ГАГИЕВ попытался было возразить:
- Нужно определиться с ответственностью сторон. Оборудование на балансе транспортного холдинга...
Байбек парировал незамедлительно и довольно бурно:
- Кто препятствует внедрению данной системы? Вот здесь скажите, при СМИ! Те компании, которые не хотят подписывать эти договоры, со временем должны будут уйти с рынка! Тем более что у нас есть возможность их замещать.
Сошлись на том, что в ближайшие дни эта проблема будет решена. Но оказалось, что она не самая сложная. По словам Абдураманова, холдинг провел мониторинг и выяснил, что 406 автобусов частных автопарков никак нельзя оборудовать новой техникой для внедрения электронного билетирования - настолько они старые и разбитые. А это, как выяснилось, каждый четвертый (!) автобус Алматы.
- И что теперь делать? - вопросил аким.
- Теоретически это те транспорт­ные средства, которые непригодны для эксплуатации с точки зрения безопасности. И мы по линии дорожной полиции должны полностью приостановить их движение, - подключился к разговору первый заместитель акима Юрий ИЛЬИН.
- Если мы это сделаем, выпадут маршруты, - резонно заметил Байбек.
- За счет оптимизации маршрутной сети, которую предлагает холдинг, высвободится примерно 150 автобусов, это позволит закрыть порядка 10 маршрутов, - объяснил Ильин. - Что касается остальных автобусов, то нам нужно либо искать партнеров, которые пришли бы на рынок со своим транспортом, либо вкладывать коммунальные деньги в увеличение автопарка. Возможно, в срочном порядке приобретать транспорт.
- Давайте обсудим этот вопрос отдельно, - резюмировал Байбек. - Это большие затраты, но, с другой стороны, горожане не должны ездить в таких небезопасных автобусах.
На том и порешили. Удовлетворенный состоявшимся обсуждением Байбек поспешил откланяться.
Между тем до внедрения новой системы остается 26 дней и 27 ночей.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть