3765

Ума - палатка

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, экономист: Привязывать тенге к рублю, как предлагают в НПП, нельзя - это только ухудшит положение отечественных производителей

Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай МЫРЗАХМЕТОВ на встрече с журналистами и блогерами на минувшей неделе сделал ряд громких заявлений. По традиции руководитель НПП дал несколько советов правительству на свою любимую тему - по девальвации. Это уже далеко не первый случай, когда топ-менеджеры палаты предпринимателей предлагают опустить курс тенге к американскому доллару соизмеримо уровню российского рубля к “вечнозеленому” - дескать, благодаря такой мере отечественным предпринимателям будет выгодно продавать свои товары в Россию.
Выход в народ главы крупнейшего объединения бизнесменов не остался незамеченным - на предложение Аблая Исабековича ответил Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, директор Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ).

Еще в начале года заместитель председателя НПП Рахим ОШАКБАЕВ настаивал, чтобы курс тенге упал как можно быстрее и чтобы соотношение к рублю вернулось на прежний уровень. Ту же композицию исполнил теперь и его шеф Аблай Мырзахметов. Он заявил, что если стоимость тенге будет оставаться в нынешнем коридоре, то это приведет к гибели отечественного производства.
- Либо мы восстанавливаем ценовой паритет с рублем, либо субсидируем, - сказал глава палаты. - Чуда не произойдет. Все предприятия сейчас испытывают стресс. Осенью предприятия начнут закрываться! Во всех переговорах, которые мы поднимаем с россиянами, они говорят нам: “Ребята, а в чем проблема? Меняйте курс! Или вы хотите какие-то ограничительные меры ввести?”.
Начнут ли закрываться предприятия осенью? Олжас Худайбергенов в столь печальный сценарий если и верит, то с большим трудом.
- Не буду комментировать степень достоверности, возможно, он и прав. Но хочется, чтобы такие заявления делались на основе детальной аналитики, - говорит экономист. - Для того чтобы давать такие прогнозы, нужно провести полноценное исследование, изу­чить все факторы. Я смотрел сайт Нацпалаты предпринимателей, но не нашел там материалов, подтверждающих слова председателя. Хорошо бы увидеть расчеты, сделанные аналитиками НПП, чтобы понять, на чем основывается вывод господина Мырзахметова.
Кстати, точно такие же заявления ранее делал зампред НПП Рахим Ошакбаев, - вспоминает собеседник. - Он тогда говорил, что нужно привязывать курс тенге к курсу рубля, и тогда отечественные предприятия будут работать в нормальном режиме. Я его публично через социальные сети просил: дайте нам расчеты, покажите, откуда у вас информация, на чем основаны выводы. Увы, никаких материалов мы так и не увидели!
Насколько мне известно, аналитические структуры в составе Нацпалаты появились совсем недавно - месяц или полтора назад. Если они успели провести анализ, то хорошо бы ознакомиться с его результатами, - говорит глава ЦМЭИ.
Основной довод, который приводят руководители НПП, связан с падением экспорта казахстанских производителей в Россию. Действительно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель упал почти на 25 процентов. Цифра значительная - но говорит ли она о том, что проблема заключается в изменившемся соотношении тенге к рублю?
- Начнем с того, что российская экономика находится в критическом состоянии и оно только будет ухудшаться, - объясняет Олжас Худайбергенов. - Розничный оборот в России упал на 15 процентов, инвестиции - на 20 процентов, есть сферы экономики, где показатели еще хуже. Проще говоря, в стране стали меньше покупать и тратить, и это сказывается на общем объеме импорта, но никак не связано с курсом валют тех стран, откуда везут товары. Например, в Японии за три года валюта девальвировала на 50 процентов, при этом ее экспорт в Россию за первое полугодие 2015 года упал на 37 процентов. В Турции лира подешевела на 50 процентов за два года, но экспорт товаров в Россию сократился на 40 процентов. Даже ввоз товаров из Беларуси в Россию в январе-мае уменьшился на треть, а белорусский рубль с начала года подешевел на 40 процентов! То есть я не вижу прямой связи между якобы дорогим тенге и падением экспорта отечественных товаров в Россию.
Предложение НПП вполне конкретно - или опускаем тенге, или отечественные предприятия прикажут долго жить. Но поможет ли девальвация промышленности?
- Девальвация больше всего нужна нашей стратегической отрасли - нефтяной промышленности, - уверен Олжас Худайбергенов. - При цене в 55-60 долларов за баррель в нефтянке есть прибыль. Когда цена опускается ниже 50 долларов, отрасль начинает нести убытки. И тогда действительно один выход - уменьшать стоимость тенге, чтобы за те же 50 долларов давали не 10 тысяч тенге, а 15 или даже больше. Поэтому, если низкая цена на черное золото станет стабильной, вопрос девальвации возникнет сам собой. Но нужно понимать, что несырьевой сектор экономики от корректировки курса только пострадает! Еще хуже, если мы привяжем тенге к рублю, как предлагали не раз в НПП - в этом случае положение предприятий только ухудшится.
В таком случае как можно спасти отечественных производителей, которые действительно испытывают трудности с реализацией своей продукции? Директор ЦМЭИ предлагает разработать комплекс мер по оздоровлению казахстанской экономики, но сначала, считает он, нужно понять, в чем причина кризиса.
- Нужен тщательный анализ ситуации в экономике, который должен дать нам понимание, какой комплекс мер нужен. А решать проблемы только за счет девальвации неправильно, - убежден экономист. - Сейчас можно говорить, что проблем много: это не только падение цен на нефть и сокращение доходов государства, но и высокие расходы, рост “плохих” кредитов, коррупция, увеличение внешнего долга, ухудшение ситуации у наших основных экономических партнеров. То есть нельзя взять и рубануть с плеча - привязать тенге к рублю. Это в корне неверно.
Кто же возьмется за разработку этого самого комплекса мер? Вот в это, по мнению Олжаса Худайбергенова, Нацпалата предпринимателей может внести свою весомую лепту.
- Нужен тщательный анализ работы отечественных производителей, причем не только крупных, но и средних, и мелких, - полагает наш эксперт. - Нужны точные данные по объемам продаж на внутреннем рынке и экспорту, динамике цен на продукцию, размеру производственных и непроизводственных расходов, объемам кредитов, в том числе и валютных, по размерам инвестиций и средств, вложенных акционерами. Опираясь на эту информацию, можно понять, в чем заключаются проблемы той или иной отрасли. И я думаю, что Национальная палата предпринимателей может взять на себя сбор такой информации и организовать весь процесс. Я готов участвовать в этой работе бесплатно, как и несколько моих коллег. Думаю, в течение двух месяцев мы получим ответы на все вопросы и сможем сформулировать конкретные предложения по выходу производителей из кризиса.
Интересно, что ответит Аблай Мырзахметов Олжасу Худайбергенову. Хочет ли глава НПП реально помочь своей стране или его главная задача - просто покритиковать да попиариться?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Между прочим

Такой рубль очень опасен

Сохраняющийся низкий курс российского рубля к валютам других стран - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создает неблагоприятные условия торговли этих государств с Россией, считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

“В макроэкономическом обзоре за первый квартал 2015 года отмечается также, что, несмотря на укрепление российского руб­ля относительно доллара США в первом квартале 2015 года, сохраняется недооцененность российского рубля относительно валют государств - членов ЕАЭС, что обуславливает неблагоприятные условия торговли государств-членов по отношению к российской экономике”, - говорится в опубликованном на сайте ЕЭК сообщении.
Департамент макроэкономической политики ЕЭК подготовил аналитический обзор макроэкономических тенденций в государствах - членах ЕАЭС по итогам первого квартала 2015 года и прогноз развития экономик ЕАЭС на 2015-2017 годы.
Значительное влияние на циклическое замедление роста экономик в странах ЕАЭС в первом квартале 2015 года оказало снижение цен на энергоносители в силу высокой зависимости от доходов за счет экспорта энергоносителей, а также последствия девальвации российского рубля в IV квартале 2014 года.
“Прогнозная динамика ВВП в экономиках ЕАЭС различается. Так, в Республике Армения и Республике Казахстан сохраняется положительная динамика ВВП, в то же время в экономиках Республики Беларусь и Российской Федерации наблюдается спад”, - напомнили в ЕЭК.
“В соответствии с прогнозом департамента макроэкономической политики ЕЭК в условиях сохранения умеренного роста мировых цен на сырьевые товары снижение ВВП ЕАЭС в 2015 году составит около 2,4%. Однако в дальнейшем ситуация выглядит более позитивно. В 2016-2017 годах ожидается улучшение динамики и хоть не очень заметный, однако в целом стабильный экономический рост. Так, в 2016 году рост ВВП в странах ЕАЭС может составить порядка 0,9%, а в 2017 году - уже около 1,3%”, - отмечается в информации.
Вместе с тем экономисты, опрошенные РБК, полагают, что осенью и зимой 2015 года рубль может значительно ослабнуть из-за внешних шоков и внутренних факторов.
По мнению ряда аналитиков, курс рубля во второй половине 2015 года может приблизиться к 60 руб./$1. Более значительного падения рубля на валютном рынке экономисты не ждут.
Ранее аналитики центра макроэкономических исследований Сбербанка написали в своем обзоре, что российский валютный рынок в конце этого года может ожидать новый шок. В четвертом квартале 2015 года может одновременно произойти несколько внешних шоков. “Может случиться так, что цена на нефть одномоментно уйдет вниз - к примеру, снова до $45 за баррель. Пусть это будет кратковременным явлением, но это будет шоком, который приведет к падению рубля”, - считают они.

По сообщениям КазТАГ

Поделиться
Класснуть