Акимат внутренних дел
О плюсах и минусах муниципальной полиции
О том, что в правоохранительной системе страны должна появиться еще одна структура - общественная полиция, на расширенном заседании правительства 5 мая заявил глава государства. Подчиненные привычно взяли под козырек и на карандаш, но, судя по тому, насколько скудна информация на этот счет, столкнулись с некоторыми трудностями. Мы попытались с помощью наших экспертов разобраться, какие рифы ждут общество на пути к оптимальной модели правоохранительных органов.
Кстати, о необходимости создания новой полицейской структуры говорится и в недавно обнародованной президентской программе “100 конкретных шагов”. Там эта реформа значится под номером 30: “Создание местной полицейской службы, подотчетной местным исполнительным органам и местному сообществу”. Ее компетенция - “вопросы охраны общественного порядка, противодействие бытовой преступности, дорожно-патрульная служба, нулевая терпимость к мелким правонарушениям”. То есть, по сути, местную полицию хотят наделить функциями нынешней административной, созданной всего... полтора года назад: подразделение, объединившее дорожную и патрульную полицию, появилось в казахстанском МВД в ноябре 2013-го. Тогда зачинщики реформы уверяли народ в том, что теперь все проблемы наконец-то решатся, работа стражей порядка станет более эффективной. Видимо, не стала, если ей снова понадобились преобразования.
Недавно депутат мажилиса Рамазан САРПЕКОВ заявил журналистам: “Подразделения местной полиции могут появиться в Казахстане не ранее 2017 года. Теперь стоит вопрос, в какой форме ее создавать. Вопросов очень много. Есть предложение по проведению эксперимента в трех областях. Если мы решимся, то в этом году будет подготовлена законодательная база - это займет время...”.
Пока вопросов действительно гораздо больше, чем ответов. Может быть, поэтому в СМИ эта тема прошла практически незамеченной.
Большинство экспертов сходится на том, что местные полицейские должны быть наделены только функциями выявления, фиксации и пресечения правонарушений. Многих смущает, что в их компетенцию будет входить несение дорожно-патрульной службы. По мнению этих знатоков, пускать на дорогу еще кого-то недопустимо.
- Лет десять назад перед нами уже ставили задачу разделить органы правопорядка на два подведомства: криминальную полицию - следствие, дознание, криминалистика - и муниципальную, - вспоминает полковник Омурзак ТУСУМОВ (на снимке), несколько лет возглавлявший впоследствии упраздненный комитет дорожной полиции МВД. - Последняя должна была подчиняться акиматам и финансироваться за их счет. В нее должны были войти административная, дорожная, миграционная службы и “Кузет”. Предполагалось, что в регионах два этих подразделения - криминальная и муниципальная полиция - будут работать автономно, но общий контроль все равно останется за центральным аппаратом под началом двух соответствующих заместителей главы МВД. Тогда эти предложения долго обсуждались, было много разных мнений, но существующую структуру так и не поменяли.
Насколько я понимаю, - продолжает наш собеседник, - муниципальная полиция, о которой тогда шла речь, это примерно то же самое, что предлагается создать сейчас. Я не думаю, что местные полицейские, которых хотят набрать, заменят действующих. Мне кажется, что дело здесь немного в другом. Сегодня полиция финансируется за счет местных бюджетов, но при этом напрямую подчиняется МВД. Поэтому не все акимы охотно идут на то, чтобы выделять на ее содержание дополнительные средства. А если полиция будет подчиняться руководителю области - он сможет назначать и снимать начальников, и лавры успешной деятельности местных стражей порядка будут принадлежать ему. Правда, может появиться опасность того, что начальник местной полиции будет делать только то, что скажет аким. Это нужно предусмотреть.
Но в любом случае, по мнению Тусумова, МВД будет контролировать деятельность местной полиции. Что же касается общественного контроля, то, считает бывший главный дорожный полицейский страны, он уже действует: люди с удовольствием выкладывают записи с видеорегистраторов и телефонов в Интернет. Это направление, полагает Тусумов, нужно развивать. В целом он согласен с тем, что реформу сначала нужно провести экспериментально в одном-двух регионах, а уже потом, если она окажется эффективной, вводить ее повсеместно.
Но некоторые эксперты настроены более критично относительно предстоящего нововведения.
- Я считаю, что эта структура нужна, но надо очень тщательно продумать ее концепцию, - уверен адвокат Василий РАЛЬЧЕНКО (на снимке), четверть века своей жизни отдавший работе в следственных органах. - Правоохранительная система - это государственная служба, и сделать ее подотчетной муниципальным органам - значит отдать силовой кулак на места, раздробить госслужбу. Вот насчет этого у меня есть сомнения. Наши врачи не всегда хорошо лечат - давайте создадим и им в помощь новую структуру! Кто может гарантировать, что местные полицейские сплошь будут кристально чистыми? Откуда наберут этих людей? Не получится ли так, что они начнут воровать еще больше? Если есть подозрения в том, что кто-то из действующих полицейских нарушает закон, обращайтесь в службу собственной безопасности. Эта структура и создана для того, чтобы заниматься нерадивыми сотрудниками. А раздувать один госаппарат над другим - это не дело, я считаю. Однако, если местная полиция будет напоминать добровольные народные дружины, которые существовали раньше, об этом стоит порассуждать. Мы должны приобщать к охране порядка общественность. Но систему, существовавшую в Советском Союзе, скорее всего, придется видоизменить. Тогда дружинникам давали отгулы на их основной работе. Сейчас помимо этого можно будет предусмотреть и какое-то материальное поощрение. Впоследствии из этих людей можно будет набирать кадровый резерв органов правопорядка.
В свою очередь полковник в отставке Игорь КЛЮЧНИКОВ (на снимке), рассуждая на заданную ему тему, в качестве отрицательного примера слияния полицейских структур приводит уже упомянутую административную полицию:
- Какой от этого толк? Каждый должен заниматься своим делом. В органах все продумано: участковый занимается профилактикой и учетом правонарушений, его и службу других подразделений проверяет служба собственной безопасности. Поэтому я считаю, что новая реформа не сыграет никакой роли. Ну как общественность может помочь? Я сам как-то звонил в полицию и сообщал им информацию о наркоманском притоне - реакция нулевая! А ведь я их бывший коллега. А что говорить о простых гражданах? Чтобы полиция стала работать более эффективно, нужно усилить контроль над ее сотрудниками. Он должен быть очень жестким! И при этом сделать так, чтобы полицейские боялись потерять свое место: повысить им зарплату, наделить бóльшим количеством льгот. Должна быть заинтересованность в хорошей работе, иначе мы ничего не добьемся.
Оксана АКУЛОВА, фото с интернет-ресурсов, Алматы