Минобр и партия - едины?
Как в “Нур Отане” собираются бороться с коррупцией в сфере отечественного образования в условиях, когда в ней зачастую замешаны представители... самой партии? На это есть ответ в постановлении, которое разработали сами партийцы.
Постановление республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии “Нур Отан”, о котором идет речь, датировано еще 19 февраля 2015 года. Оно появилось на свет аккурат после наделавшего много шума в обществе выступления депутата мажилиса Меруэрт КАЗБЕКОВОЙ, рассказавшей на заседании того самого совета о взяточничестве снизу доверху - от детских садов до университетов и институтов, - изъевшем сферу отечественного образования (см. “Злокачественное образование”, “Время” от 1.4.2015 г.). После того как мы сообщили об этом, телефоны редакции оборвали заинтересовавшиеся этим документом читатели с просьбой ознакомить их с его содержанием. А в нем действительно есть немало любопытных моментов, достойных цитирования. Итак:
“Уровень коррупции в этой системе остается одним из самых высоких в республике: каждое шестое коррупционное преступление совершено работниками образования. Среди сотрудников акиматов эта сфера является самой коррумпированной - ее доля составляет свыше 37 процентов”.
“Главной причиной изложенного является ослабление профилактической работы соответствующими структурами Министерства (образования и науки. - О. А.) и местных исполнительных органов. Повсеместно отмечаются грубые нарушения законодательства, о чем свидетельствуют массовые финансовые нарушения”.
“Укоренилась практика либерального отношения к нарушителям законности со стороны руководителей соответствующих государственных органов. Основная масса коррупционных нарушений совершается при проведении государственных закупок”.
“Взяточничество, мошенничество, поборы с родителей - все эти факторы имеют место при распределении мест в дошкольных учреждениях и организациях среднего образования”.
“Условиями, способствующими распространенности коррупции в сфере образования, являются имеющиеся пробелы в законодательстве, серьезные недостатки в обеспечении контроля за деятельностью субъектов системы образования со стороны уполномоченных государственных органов, а также нерациональное планирование и расходование бюджетных средств”.
Бойко перечислив все эти “прелести” родного образования, составители документа переходят к основной части постановления - рекомендациям правительству, профильному министерству и акимам различных регионов. Мы опускаем моменты, связанные с созданием всевозможных комиссий и планов по противодействию коррупции, и остановимся лишь на самых интересных пунктах:
- в течение месяца рассмотреть вопрос о персональной ответственности руководителей центрального аппарата министерства и подведомственных организаций, допустивших провалы в работе по противодействию коррупции;
- ввести в практику Минобра ежеквартальное совместно с Министерством финансов изучение причин нарушений финансовой дисциплины;
- инициировать создание в вузах онлайн-порталов, на которых размещать информацию о посещаемости и успеваемости студентов, распределении грантов и мест в общежитии;
- до конца текущего года рассмотреть возможность внедрения единой электронной формы финансовой отчетности для школ с обеспечением доступа к ней родителей обучающихся;
- обеспечить в школах и дошкольных организациях свободный доступ населения (родителей) и учителей к информации об объемах финансирования данных организаций на ремонт и приобретение товарно-материальных ценностей.
Обозначена в том постановлении и конкретная дата - 10 ноября 2015 года, до которой эти рекомендации должны быть рассмотрены и приняты к сведению. Не факт, что к исполнению. Ведь за это время у проштрафившихся есть шанс все осознать и раскаяться, а у представителей общественного совета - понять их и простить. Страсти после выступления Казбековой улеглись через несколько дней, народ пошумел немного и забыл. В том числе и о руководителях управлений образований тех городов, которые были упомянуты в отчете совета отнюдь не в связи с какими-то заслугами, а совсем наоборот. Остается надеяться, что хоть какие-то из, в общем-то, рациональных предложений, упомянутых выше, воплотятся в жизнь, а не просто останутся бумаготворчеством.
- Пока мы мониторили реакцию на наши предложения, но еще есть время, ведь это дело не одного дня, - прокомментировал секретарь общественного совета по противодействию коррупции при партии “Нур Отан” Батыржан АШИТОВ. - Все эти пункты носят рекомендательный характер, но, как показывает наш опыт, то, что мы предлагаем, зачастую воплощается в жизнь. К нам прислушиваются. По большому счету, все, что мы озвучили, можно осуществить на практике. Все это основано на реальных проблемах, требующих решения. У нас есть время до конца года, потом мы уже сможем подвести какие-то итоги.
Что ж, давайте подождем...
Оксана АКУЛОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы