3978

Детский лепет о коррупции

Наши власти хотят, чтобы подрастающее поколение впитывало знания о вреде мздоимства чуть ли не с молоком матери

Новый образовательный предмет, причем не абы какой, а по противодействию коррупции(!), может вскоре появиться в учебно-воспитательных планах казахстанских вузов, школ и, возможно, даже детских садов. Об этом в интервью Tengrinews рассказала руководитель управления прохождения государственной службы Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Асель МУСАГУЛОВА. Первоначально этот антикоррупционный курс по замыслу его инициаторов будет представлять собой тематические занятия несколько раз в четверти или семестре, а уже с нового учебного года часы по противодействию коррупции планируется включить в такие предметы, как человек и право, самопознание - в школах и основы права - в вузах. Дальше - больше: в 2016-2017 годах чиновники будут прорабатывать вопрос о введении отдельного предмета по противодействию коррупции. Но нужно ли детям антикоррупционное воспитание в таком масштабном объеме и будет ли оно эффективно?

Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса:
- В эффективности сомневаюсь. Когда в школе говорят одно, а в жизни - другое, у ребенка возникает внутренний конфликт. Если будут здоровыми общество, семья, то и дети будут в этих отношениях впитывать нетерпимость к коррупции. Уроки юридической, финансовой грамотности в школах я приветствую. К сожалению, печальный опыт заемщиков банков говорит о плохой осведомленности людей в этом плане. Если у каждого школьного выпускника будет сформировано четкое понятие законов и то, как работает экономика, проблем в жизни, в том числе и с коррупцией, будет меньше. А пока с учетом нелегального оборота денег в наших школах и вузах антикоррупционные уроки в старших классах будут вызывать только смех.
Маргарита УСКЕМБАЕВА, детский психолог, руководитель общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”:
- Я считаю, что отдельным предметом вводить уроки противодействия коррупции, мягко говоря, глупо. И без того сетка учебных часов забита до предела. Даже какие-то прогрессивные и более важные предметы уже сложно ввести. Я это знаю, поскольку участвовала в качестве координатора в проекте по введению предмета “самопознание”.
А уж дети дошкольного возраста вообще не поймут, что такое коррупция. Для чего это делается? Противостоять коррупции в детской среде? Или учить малышей не поддерживать коррупционные схемы? Но дети в принципе в этом не участвуют! Это абсурдная идея, показатель незнания образования как системы, его содержания, направленности. У нас ведь каждый разбирается в образовании и здравоохранении, и все хотят как-то влиять на политику в этих сферах! Но нужно же соизмерять уровень своей компетенции и осознавать всю ответственность, которую человек берет на себя при такого рода намерениях!
Что же касается содержания, то, может быть, есть смысл ввести эту антикоррупционную тему в курс каких-то социальных дисциплин.
Ирина СМИРНОВА, директор школы, председатель алматинского филиала республиканского общественного объединения учителей и педагогов “Ар-намыс”:
- У каждого нашего видного деятеля возникают самые разные предложения по организации тех или иных уроков. Но есть же еще какие-то нормы, нормативные документы, есть предельная возможность детей воспринимать определенное количество уроков. Сегодня дети перегружены, мало двигаются. И вводить еще один отдельный урок по противодействию коррупции, думаю, не совсем правильно. У нас есть прекрасные уроки самопознания, где детям говорят о добре и зле, о правде и лжи. То же самое происходит на уроках литературы, истории, права. На уроках права отдельно изу­чается административное и уголовное право, где затрагиваются и вопросы коррупции. Нужно нам, взрослым, самим поработать над тем, чтобы наши фобии не переходили на наших детей. Мы боимся коррупции, но нам надо самим не быть коррупционерами!
Марианна ГУРИНА, президент общественного фонда “Улағатты жанұя”:
- Я считаю, что о коррупции надо прежде всего говорить в семье. Нужно жить так, чтобы дети понимали, что давать и брать взятки просто стыдно, потому что “наша семья - достойная и честная”. Сейчас, увы, много таких семей, где взяточничество считается нормальным явлением. Конечно, постоянно твердить о противодействии коррупции чрезвычайно важно. И было бы хорошо, чтобы о гражданской позиции, о чести и достоинстве мы могли говорить где-то еще, если в семьях этого нет. Но если бы было у наших детей время на такие новые уроки!.. Я считаю, что сегодня очень важно акцентировать внимание детей на чтении художественной литературы, которая повествует нам о морали. Вот был Алексей Маресьев, который своим поступком показывал нам, что такое любовь к Отечеству. Были и тургеневские девушки...
Виталий ВОРОНОВ, адвокат:
- Наша самая большая проблема заключается в том, что за 20 с лишним лет независимости мы ментально изменились. Сознание и у взрослых, и у подрастающего поколения уже не воспринимает коррупционеров, взяточников, мздоимцев, лихоимцев так негативно, как раньше. И такое отношение надо менять! Надо ребенку с малых лет рассказывать, показывать на личном примере и на примерах других, что коррупция - это плохо. И главное - надо показывать последствия коррупции. Почему врачи и учителя мало получают, почему такое плохое качество услуг, почему люди гибнут на дорогах? Только потому, что есть коррупция. Такие вещи детям можно и нужно объяснять.
Еще в 2004 году общественный фонд Transparency Kazakhstan, который мы возглавляли с Сергеем ЗЛОТНИКОВЫМ, выпустил учебное пособие под названием “Основы противодействия коррупции”. Министерство юстиции признало его одним из лучших пособий и рекомендовало для внедрения в вузах. Но, к сожалению, практически ни одно учебное заведение тогда не откликнулось на это предложение. Хорошо что Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции вернулось к этому вопросу. Я считаю, что такой предмет лишним не будет. Другое дело, что обучение нужно вести на достойном уровне, может, с игровыми элементами или картинками для детей младшего возраста, доступно. Я не специалист в области образования, но знаю, что такие технологии есть.

Мадина АИМБЕТОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть